Трасса в Европу
Самолеты по маршруту Берлин — Сочи — Берлин будут курсировать еженедельно по воскресеньям с 15 января по 26 февраля. «Немецкие туристы предпочитают проводить на горнолыжных курортах минимум одну-две недели», — объясняется в сообщении «Розы Хутор».
Партнером курорта выступит одна из дочерних авиакомпаний Lufthansa, при этом «Роза Хутор» будет полностью выкупать места в самолете — 180 кресел, говорится в пресс-релизе. Стоимость недельного пакетного тура составит от €879 на человека, включая перелет, проживание и трансфер из аэропорта (но купить билеты можно будет и без привязки к оплате проживания на курорте). На территории Германии туры в «Розу Хутор» будут продавать в туристических агентствах Берлина, Гамбурга, Ганновера, Лейпцига и Ростока. Также купить тур можно будет через немецких туроператоров и в онлайн-магазине курорта. «Данный продукт может быть интересен также и российским туристам, поскольку из Сочи нет прямых рейсов в европейские страны», — поясняется в сообщении. Очевидно, речь о том, что обратным рейсом Сочи — Берлин смогут воспользоваться и жители юга России.
«100–150 человек [в неделю] курорту погоду не сделают», — отмечает директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. По его мнению, о реальном коммерческом эффекте можно будет говорить, когда «Роза Хутор» договорится об организации авиаперевозок как минимум из десяти городов Европы. Очевидно, понимают это и в «Розе Хутор». Первый проект носит пилотный характер, а в дальнейшем компания планирует «увеличить долю зарубежных туристов (в общем турпотоке. — РБК) минимум в два раза», подчеркивается в сообщении. По данным «Розы Хутор», в зимнем сезоне 2015/16 курорт посетили около 800 тыс. человек, из которых только 5% (то есть 40 тыс.) пришлось на иностранцев.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов полагает, что европейская программа «Розы Хутор» имеет коммерческие перспективы и смысл. Период сразу после длинных новогодних каникул в России даже для горнолыжных курортов нельзя назвать «высоким» — большинство потенциальных клиентов-соотечественников к этому моменту уже сходили в отпуск, и выручка объектов падает.
По данным вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрия Барзыкина, заполняемость курортов Красной Поляны и «Розы Хутора» в 2016 году достигала около 78% в зимнее время и 73% — летом. А в период с января по август загрузка составляла «всего» 58%. «Когда максимальный пик сезона проходит, появляются резервы, которые можно использовать под иные целевые группы», — рассуждает Вадим Прасов.
Красная Поляна достаточно популярна в узких кругах фрирайдеров (любителей кататься вне трасс), указывает Ромашкин. Лучшее время для внетрассового катания по краснополянскому «пухляку» — это как раз февраль и март. Причем кататься вне трасс можно непосредственно с подъемников, что редкость на других европейских курортах и крайне важно для фрирайдеров. К тому же сыграет свою роль и относительно низкая цена туров из-за текущих валютных курсов, добавляет Прасов.
Привлечение иностранных туристов поможет курорту снизить потенциальные риски и положительно скажется на его репутации, полагает Юрий Барзыкин. «Это и добавление новой аудитории, и снижение рисков, потому что туристическая конъюнктура очень быстро меняется. Происходит перераспределение турпотоков внутри страны, открытие новых дистанций, — рассуждает Барзыкин. — Наконец, для внутреннего потребителя важно, если курорт востребован за рубежом и, получается, соответствует высокому европейскому уровню».
Представитель расположенного по соседству с «Розой Хутор» курорта «Горки Город» Елена Захарова сказала РБК, что в этом году компания не намерена продавать пакетные туры, хотя у нее есть туроператорская лицензия. В настоящий момент курорт предоставляет туристам полупакетные туры: возможность заказать проживание вместе с трансфером, но не имеет договоренностей об организации перелетов с авиакомпаниями, пояснила Захарова. Долю иностранцев, отдыхающих в «Горки Городе», она оценила как сопоставимую с той цифрой, о которой говорится в сообщении «Розы Хутор».