Резиденты серой зоны
Россияне ориентируются на работу в официальной сфере, в случае если это повышает уровень их социальной защищенности, однако почти три четверти жителей считают его низким, говорится в исследовании Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС, которое есть у РБК. В этих обстоятельствах граждане, работающие официально, могут начать переходить в теневой сектор, сказал РБК директор центра Андрей Покида.
Государство не защищает граждан от экономических потрясений на необходимом уровне, именно это «является одной из главных предпосылок распространения «теневой» занятости», отмечается в исследовании. Его авторы провели опрос, который показал, что 74,2% российских сотрудников считают свой уровень защищенности низким (впрочем, это лучше показателя 2009 года, когда о слабой защищенности говорили 80,8% респондентов). Всего в опросе участвовали 1,6 тыс. человек в 35 регионах.
Сейчас, как показывают данные опроса, для россиян не так велика роль социальных гарантий. Однако, как пишут аналитики, во времена нестабильности они могут не соблюдаться, что и может стать причиной «социального недовольства» и отказа от официальной работы. Связи между белой зарплатой и достойной пенсией население не чувствует, отмечается в исследовании. На следующий год накопительную часть пенсии заморозят в четвертый раз подряд, пенсии работающим пенсионерам не индексируются с 2016 года, а неработающим пенсионерам в этом году пенсии проиндексировали не в полном объеме. Минфин и Центробанк в конце сентября представили модель новой пенсионной системы, которая освободит работодателей от обязательных взносов на накопительную часть пенсии, вместо этого граждане будут самостоятельно переводить часть своего заработка в выбранный ими НПФ. Однако против нововведения выступил социальный блок правительства: курирующая его вице-премьер Ольга Голодец считает, что эта схема не будет работать эффективно.
Всего в теневой рынок труда в России включены около 30 млн человек (40,3% экономически активного населения), писал Покида в своем июньском исследовании (.pdf). Полностью из официального сегмента, по его расчетам, исключены 8,7 млн человек (11,7%), остальные же «либо имеют неоформленные дополнительные заработки (как минимум несколько раз в год), либо получают какую-то часть заработной платы неофициально, минуя кассу». Чаще всего в неформальном секторе, как отмечает Покида, работают мужчины до 24 или старше 60 лет со средним образованием и низким достатком.
Внимание на эти цифры обратил президент Владимир Путин, сообщал Bloomberg со ссылкой на двух участников встречи по вопросам экономической политики, которая состоялась в Кремле минувшим летом. Путин заявил, что людей загоняют в тень налоги и надзорные органы, и поручил участникам совещания найти способ вывести бизнес из тени. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков тогда не комментировал эти сведения.
По данным РАНХиГС, с тем, что официальная зарплата — «гарантия достойной пенсии», согласны 52,4% опрошенных, 34,9% возражают. При этом 75,7% респондентов считают, что не нужно рассчитывать на государство для обеспечения безбедной старости, этого лучше добиваться своими силами (14,1% придерживаются противоположной точки зрения). В большей степени склонны рассчитывать на свои силы работодатели и самозанятые россияне, подобной точки зрения придерживаются и представители теневого сектора.
Несмотря на «рекламу» того, что официальная зарплата означает достойную старость, многим сложно понять, что будет через пять-десять лет, говорит Покида. Из-за этого, например, человек, устроенный официально, может позволить себе дополнительную занятость, которая не будет оформлена юридически.
Люди переходят в тень, но вряд ли это происходит из-за низкой социальной защищенности, возражает директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Владимир Гимпельсон. «Что, в неформальном секторе выше социальная защищенность?» — говорит эксперт и указывает, что зарплаты в нем ниже примерно на 20%. Основная причина ухода в тень, по мнению Гимпельсона, — отсутствие других вариантов заработка в условиях, когда официальная занятость сокращается.
Накануне меры по выводу россиян из тени предложил Минфин. В проекте основных направлений налоговой политики на следующую трехлетку, который разработало ведомство, предлагается дать гражданам возможность добровольно сообщать о занятости в неформальном секторе. Взамен им разрешат не платить подоходный налог до 31 декабря 2018 года. Предложение распространяется только на физических лиц, которые оказывают услуги (уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми) другим физическим лицам и при этом не являются индивидуальными предпринимателями.