Почему Виталий Мутко избежал отставки
Президент России Владимир Путин подписал указы о назначениях Виталия Мутко вице-премьером по спорту, Павла Колобкова — новым министром спорта. Звучит грозно и солидно, но на деле в российском спорте ничего не случилось. Командовать в нем по-прежнему остался Виталий Мутко. «Наших западных партнеров», что называется, жестко потроллили — причем сделали это за считанные дни до публикации второй части доклада профессора Ричарда Макларена. Это более чем внятный сигнал: прежние договоренности не работают, теперь мы будем делать все, что считаем нужным.
«Ваш министр еще не уволен?»
Примерно около полугода в российском спорте считалось твердо: Виталий Мутко как министр более не жилец. В глазах мирового сообщества (правильнее сказать, сообщества тех, кто принимает решения) именно Мутко был главным жупелом, если хотите, символом причастности государства к допинговым махинациям, де-факто считавшихся уже доказанными. Собственно, МОК это лишний раз подтвердил, сделав персонами нон грата министра и всех представителей Минспорта на Олимпиаде в Рио.
Не один раз я слышал рассказы, как на международных встречах представителям России неофициально говорили: «Первый шаг к налаживанию диалога о допинге — отставка Мутко. Кстати, он еще не уволен?» Сообщали даже такую историю: якобы у Владимира Путина и президента МОК Томаса Баха была джентльменская договоренность об уходе министра, но только после Рио, когда спадет накал, и отставка не будет выглядеть капитуляцией и результатом шантажа. Даже если это и байка, то байка крайне правдоподобная.
Посмотрим, что вы нам сделаете
Но за лето и начало осени новые геополитические и нишевые события (в частности, отстранение от участия в Рио всей команды паралимпийцев, что в Кремле восприняли за личное оскорбление) тренд на компромисс явно сняли. Смена концепции видна и по изменившейся риторике Владимира Путина, которую он продемонстрировал на заседании президентского совета во Владимирской области неделю назад, и по действиям хакеров Fancy Bears (которых считают — правда, пока без публичных доказательств — работающими по заказу российской стороны), обильно покопавшихся в документации WADA.
А далее можно только строить версии разной степени вероятности. По всей видимости, «сдача» почти приговоренного министра стала бы шагом, который в нынешней обстановке был посчитан политически близоруким и даже вредным. Да, пусть это сукин сын, но наш сукин сын. Что-то не нравится? Посмотрим, что вы нам за это сделаете.
Так Виталий Мутко, считающийся в спортивном мире человеком с невероятным запасом везения, снова отскочил. Причем отскочил не в сторону, а наверх, попутно пролоббировал в преемники одного из своих замов Павла Колобкова.
Павел «Тишайший»
Who is мистер Колобков? Для начала это гениальный фехтовальщик с 20-летней успешной карьерой, зацепившей как поздние советские времена, так и новейшие российские. Его взлет по служебной лестнице после ухода из спорта связывают с причастностью к структурам МВД — с 2007 по 2010 год он был замом председателя ВФСО «Динамо», откуда его настоятельно рекомендовали в заместители министра.
О шестилетней деятельности Колобкова на этом посту отзываются по-разному, но точно одно: звездой спортивной политики, сопоставимой по яркости со своими фехтовальными успехами, он до вчерашнего дня не был. В последнее время его вообще оттеснили на периферию, отдав заведовать неолимпийскими и прочими военно-прикладными видами спорта, а также заниматься государственной аккредитацией федераций. Кроме того, до конца 2015 года (после первого громкого доклада комиссии WADA) Колобков представлял нашу страну в совете учредителей WADА, но и там не запомнился яркими публичными акциями и комментариями. В коридорах Минспорта его так и называли: «Тишайший».
Пока трудно сказать, насколько фигура Павла Колобкова окажется долговременной и дееспособной, как плотно новый вице-премьер Мутко, привыкший руководить, по его любимому выражению, «в ручном режиме», будет вмешиваться в повседневную деятельность курируемой структуры и как это все скажется на отрасли в целом.
Одно можно сказать точно: до конца октября выйдет вторая часть доклада Ричарда Макларена, который, по идее, должен состоять из конкретных фамилий, обстоятельств и фактов, имеющих отношение к допинговым махинациям в российском спорте.
Вот и посмотрим, как теперь, с живым и невредимым Виталием Мутко, нас потроллит профессор Макларен.