Торговцам не хватает топлива
Дефицит мазута
Из-за падения производства, а также продаж мазута на крупнейшей в России Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) трейдерам стало не хватать этого товара. В результате цена мазута, которая еще в середине января 2016 года составляла 3,8 тыс. руб. за 1 т, к 26 октября выросла почти втрое, до 11,18 тыс. руб. за 1 т.
Для того чтобы увеличить объем продаж мазута на бирже, гендиректор некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» (СПТР, объединяет 13 трейдеров нефтепродуктов из Москвы, Омска, Башкирии и других регионов) Александр Гудков попросил министра энергетики Александра Новака и руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева обязать крупные нефтяные компании продавать на торговой площадке в 2,5 раза больше топлива — с 2 до 5% от ежегодного его производства. Для этого ведомства должны внести изменения в свой совместный приказ, говорится в письме Гудкова от 21 октября (у РБК есть копия). Представитель Минэнерго подтвердил получение письма и сказал, что оно будет рассмотрено.
По данным Минэнерго, которые приводятся в письме Гудкова, среднемесячное производство мазута в России за последние три года упало на 30%, с 6,67 млн в 2014 году до 4,69 млн т в 2016 году. Еще быстрее падал объем его продаж на бирже: только в 2015 году он сократился на 28,8%, до 1,8 млн т, следует из данных биржи. А за первые десять месяцев 2016 года — еще на 21,7%, до 1,097 млн т, подсчитал ведущий аналитик компании «Алгоритм топливный интегратор» Виктор Костюков. Объем продаж в денежном выражении упал еще сильней — на 42,3%, до 7,1 млрд руб., указывает он.
Спрос на мазут на внутреннем рынке не изменился, а предложение сильно сократилось, особенно это коснулось топочного мазута, необходимого для работы котельных, указывает Гудков.
Зачем нужен мазут
Мазут является побочным продуктом переработки нефти при производстве светлых нефтепродуктов. Его используют в качестве судового топлива, сырья для дальнейшего производства других нефтепродуктов и топочного сырья для котельных. По данным Минэнерго, в 2015 году в России было произведено 71,7 млн т мазута, а в 2016 году его производство сократится примерно на 22%, до 56 млн т. По данным СПТР, более 80% производимого в РФ мазута экспортируется, остальное идет на внутренний рынок.
В письме Гудкова в качестве одной из причин сокращения продаж мазута на бирже указано, что некоторые крупные компании, такие как ЛУКОЙЛ и Независимая нефтегазовая компания, из-за сокращения объемов производства мазута перестали считаться доминирующими, а значит, теперь не обязаны продавать на бирже и 2% топлива. Это обязательство сохранилось только у «Роснефти» и «Газпром нефти», указывает чиновник ФАС.
По данным сайта СПбМТСБ, «Роснефть» планирует в 2016 году снизить продажи мазута на бирже примерно на 12%, с 533,3 тыс. до 470,3 тыс. т. Но в прошлом году компания продала на этой площадке как раз 2% от произведенного топлива (26,6 млн т), а в 2016 году — даже больше: в ноябре она планирует продать на бирже 1,69 тыс. т мазута, или 5% от производства (более 35 тыс. т), следует из материалов биржи. «Газпром нефть» в 2016 году сократит продажу мазута на бирже лишь на 5%, до 128,2 тыс. т. Представитель компании подчеркивает, что она продает на бирже больше 2% произведенного топлива.
Снижение предложения мазута на бирже увеличивает долю его реализации по прямым договорам, «оказывая негативное влияние на состояние конкуренции и снижая качество биржевых индексов», уверен Гудков.
ФАС поручила СПбМТСБ до пятницы, 28 октября, прислать данные об уровнях продаж мазута в 2014–2016 годах с разбивкой по компаниям и указать, были ли нарушения норм равномерности и регулярности его минимальных объемов продаж, говорится в протоколе заседания биржевого комитета ФАС от 19 октября (у РБК есть копия). Представитель службы подтвердил РБК, что биржевой комитет планирует рассмотреть вопросы, касающиеся продаж мазута. Инициативу Гудкова он комментировать отказался. «Какое экономическое обоснование этому всему? Кто мешает [независимым компаниям] купить [мазут] вне биржи? Если будет необоснованный отказ продавать напрямую, тогда выдадим предписание», — объяснил РБК чиновник ФАС.
Однако покупатели мазута не считают прямые контракты более удобными, чем покупка товара на бирже. Гендиректор трейдера «Уфаойл» Ринат Фаттахов заявил РБК, что выступает за увеличение продаж мазута на бирже, потому что так проще купить товар, чем по прямым договорам с нефтяными компаниями: «Цена по прямым договорам может измениться по желанию продавца, к тому же нет гарантии, что нам продадут желаемые объемы мазута и поставят их в срок». А на бирже цена фиксируется на момент покупки, как и сроки и место доставки товара, добавил он. При покупке мазута по прямым договорам у нефтяников его цена фиксируется на месяц вперед, а на бирже она регулярно меняется, поэтому есть возможность купить нужные объемы дешевле, подтверждает главный специалист управления топлива пермского филиала «Т плюс» Дмитрий Чесноков.
«Несмотря на наблюдающееся снижение объемов производства мазута, внутренний рынок полностью им обеспечен, а его излишки экспортируются. Продающиеся на бирже объемы топлива достаточны для определения объективных ценовых индикаторов», — заявил РБК представитель «Газпром нефти». Заводы ЛУКОЙЛа могут обеспечить мазутом всю Россию, но из-за отсутствия достаточного спроса внутри страны топливо в основном идет на экспорт, парирует источник в ЛУКОЙЛе. По его словам, на внутреннем рынке компания продает около 5% производимого топлива (не только через биржу), но это выгодней делать без посредников — по прямым договорам. Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза» также сильно снизил производство мазута из-за отсутствия спроса со стороны клиентов — региональных котельных, добавляет менеджер «Сургута»: они в основном переведены на газ.
Губернатор Мурманской области Марина Ковтун еще в апреле 2014 года предложила увеличить долю продаж мазута на бирже с 2 до 5% от производства, напоминают эксперты Thomson Reuters Kortes. В середине 2014 года эта инициатива обсуждалась Минэнерго с нефтяниками по поручению Владимира Путина, но тогда она не была поддержана, указывают они. «Не стоит ожидать, что в этот раз ФАС одобрит просьбу СПТР», — считают эксперты. В случае принятия этого предложения возможны негативные последствия для всей цепочки поставок компаний, включая обязательства по экспорту мазута и поставкам по прямым контрактам, предупреждают они. Представители «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ЛУКОЙЛа отказались от комментариев, с ННК связаться не удалось.