Субъектам запретят искать вклады
Регионам, у которых есть задолженность по бюджетным кредитам, следует запретить размещать средства на банковских депозитах. Такое предложение Счетная палата сделала по результатам проверки эффективности кредитования банками субъектов РФ в 2014–2015 годах. Письмо с предложением внести соответствующие поправки в бюджетный кодекс в ближайшие две недели будет направлено в правительство, сообщил РБК представитель ведомства.
Новую меру Счетная палата подготовила после проверки правительств нескольких областей: Московской, Самарской, Саратовской, Ярославской и Челябинской. В этих субъектах в 2014–2015 годах значительно выросли расходы на обслуживание банковских кредитов. Рост запланирован и в 2016 году (исключением станет только Ярославская область).
Недовольство Счетной палаты, в частности, вызвала ситуация, при которой регионы брали кредиты у бюджета (выдаются под минимальные 0,1% годовых, однако засчитываются как долг) при наличии собственных средств на депозитах. Так, Самарская область в мае 2015 года заняла 1 млрд руб. у федерального центра на покрытие дефицита, хотя на счете регионального бюджета оставалось не менее 7 млрд руб., а еще 1,8 млрд руб. были размещены на депозитах в банках.
Счетная палата выявила и другие способы неэффективного, по ее мнению, использования кредитных средств не только федерального бюджета, но и банков. В некоторых случаях регионы брали кредиты у банков «необоснованно и несвоевременно», несмотря на то что у них были деньги, которые размещались либо на лицевых счетах самого бюджета, либо на банковских депозитах, говорится в материалах Счетной палаты.
Подобная ситуация сложилась, например, в Самарской области летом 2014 года, когда региональные власти взяли в Сбербанке кредит на 4 млрд руб., в то время как на их лицевом счете лежали 4,3 млрд руб. (а еще не менее 5 млрд руб. были размещены на депозитах). В декабре того же года Московская область привлекла у банков 40 млрд руб., хотя у нее тоже были средства, говорится в материалах Счетной палаты.
В некоторых случаях регионы занимали у банков незадолго до получения бюджетных кредитов, а средства от федерального центра впоследствии направляли на погашение кредитов перед банками. Иногда, продолжает представитель ведомства, свободные средства регионы размещали на депозитах, взяв кредит по более высоким ставкам. Кроме того, зафиксированы случаи, когда власти субъектов досрочно гасили банковские кредиты, но брали новые по более высокой ставке.
Счетная палата предлагает бороться с неэффективной, по ее мнению, финансовой политикой регионов изменениями в Бюджетном кодексе: по рекомендации аудиторов регионы должны быть лишены возможности размещать бюджетные средства на депозитах, если у них есть долги перед российскими властями. Она также предлагает обязать регионы, которые берут бюджетные кредиты, указывать перечень долговых обязательств, планируемых к погашению за счет предоставленных средств.
Предложение Счетной палаты было бы актуально, если бы бюджетные кредиты выдавались сроком на полгода, но сейчас они могут выдаваться и на пять лет, говорит директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. Через год или два после получения кредита ситуация в регионе может поменяться, у властей появляются свободные средства, и нет ничего необычного в том, что они размещают их на депозитах, рассуждает он. Если региону запретить размещать временно свободные средства, то это приведет к неэффективному использованию средств, предупреждает эксперт.
Минфин мог бы оценивать финансовое состояние регионов и требовать досрочно погасить кредиты, если у них появляются свободные средства, но для этого надо разрабатывать специальную методику, указывает Дерюгин. Кроме того, многие налоги платятся неравномерно, поэтому у регионов могут быть деньги, но уже через месяц их не будет, добавляет Дерюгин. «И что, в течение этого месяца они не смогут размещать средства на депозитах?» — задается вопросом он.
Директор Сбербанка по работе с субъектами Михаил Чачин называет предложение Счетной палаты «хорошим и правильным». По его мнению, в России складывается благоприятная ситуация для использования выделенных бюджетных кредитов не по назначению и эта мера поможет исправить положение.
Объем бюджетных кредитов в следующие три года и так резко сократится: если в 2016 году регионы получат 338 млрд руб. займов от федерального центра, то в ближайшую бюджетную трехлетку объем таких займов составит 250 млрд руб. (по 100 млрд руб. в 2017–2018 годах и 50 млрд руб. в 2019 году). Однако в 2017 году власти увеличат на 100 млрд руб. объем безвозмездных дотаций регионам (до 614,6 млрд руб.) и оставят его на таком уровне в 2018 и 2019 годах. Минфин считает, что такой маневр поможет сдержать рост долгов регионов.