Лента новостей
Конкурент Сафонова получил шипами по лицу в матче французской лиги 03:40, Статья Кадыров пообещал ₽500 тыс. назвавшим детей в честь героев Чечни 03:02, Новость На крупнейшем НПЗ на юге России произошел пожар из-за атаки дрона 02:53, Статья Число жертв столкновения поездов под Мурманском выросло до двух 02:46, Статья Глава МИД Латвии пожаловалась на русскоговорящего таксиста в Риге 02:36, Новость Блинкен назвал условие для принятия Украины в НАТО 02:31, Статья В Киеве и области сообщили о работе ПВО 02:02, Новость Украина и Польша решили создать альтернативу транзиту российского газа 01:59, Статья Путин проведет пресс-конференцию и прямую линию 01:52, Новость «Читай-город» назвал самые продаваемые книги 2024 года 01:31, Статья В Подмосковье произошли две массовых аварии с участием 12 автомобилей 01:25, Новость В Ростовской области сбили семь дронов 01:17, Новость Пара из Италии обратилась на линию Путина с просьбой о гражданстве России 01:00, Новость Посланник Трампа допустил попытку завершить бои на Украине в этом году 00:35, Статья Wildberries и Ozon остановили продажу шпрот «За Родину» из-за отравлений 00:19, Новость Минэкономики определилось с новым регулированием переработок и увольнений 00:00, Статья Бельгия предупредила Украину о задержке поставок F-16 18 дек, 23:56, Новость На Украине к моделям с сайта OnlyFans начали приходить с обысками 18 дек, 23:41, Статья
Газета
Розничные сети накрывают провинцию
Газета № 211 (2467) (1511) Бизнес,
0

Розничные сети накрывают провинцию

В небольших российских городах открывается больше ретейла, чем в миллионниках
Только в российских городах с населением менее 1 млн человек открылось больше магазинов иностранных марок, чем год назад. Ретейлеры объясняют этот эффект низкой конкуренцией в регионах
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

Перспективные малые

Рост количества магазинов международных брендов с июля 2015 года по июль 2016 года наблюдался только в российских городах с населением менее 1 млн человек. Таковы выводы исследования ​консалтинговой компании «Магазин магазинов», которое есть у РБК. В городах с населением от 300 тыс. до 500 тыс. человек количество новых магазинов за год выросло в 1,8 раза, до 53. В городах от 500 тыс. человек до 1 млн число магазинов в среднем увеличилось на 17 штук по сравнению с сокращением на 30 годом ранее.

При этом в городах-миллионниках и Санкт-Петербурге магазинов закрылось больше, чем открылось. В Москве прирост замедлился примерно в три раза, по данным «Магазина магазинов»: в общей сложности в столице было открыто 53 магазина иностранных брендов.

Большие города уже насыщены крупными магазинами, и торговые центры, которые начали строиться там в конце 2014 — начале 2015 годов, вводятся с меньшей наполняемостью, поясняется в исследовании. Поэтому для международных ретейлеров привлекательны небольшие города, где благодаря низкой конкуренции единственный ТЦ может приносить такую же выручку, как и в городе-миллионнике.

Самыми перспективными регионами в исследовании названы Северный Кавказ и Дальний Восток. О низкой конкуренции на Дальнем Востоке свидетельствуют, в частности, данные компании JLL. Согласно ее прогнозу, по итогам 2016 года на 1 тыс. жителей в Хабаровске придется 279 кв. м площадей торговых центров, во Владивостоке — 167 кв. м. Для сравнения: в Москве и Санкт-Петербурге количество арендопригодных площадей качественных ТЦ составляет 400 кв. м на 1 тыс. жителей, а в Петербурге — 430 кв. м. В таких городах-миллионниках, как Екатеринбург и Нижний Новгород, этот показатель достигает 532 и 413 кв. м соответственно.

Открытие новых магазинов в регионах, очевидно, связано с появлением качественной коммерческой недвижимости там, считает руководитель направления консалтинга торговой недвижимости компании JLL Антон Коротаев. На 2016 год девелоперы запланировали ввод около 1,9 млн кв. м новых торговых центров, и 51% из них приходится именно на города с населением менее 1 млн человек, по данным Коротаева. В основном это проекты, реализация которых началась еще в период роста рынка в 2011–2013 годах, оговаривается эксперт.

Стратегия не для всех

Ретейлеры подтверждают низкий уровень конкуренции в небольших российских городах и их интерес к Дальнему Востоку. По этой причине, например, компания Leroy Merlin еще четыре года назад включила в свою стратегию присутствие в городах с населением от 400 тыс. человек, рассказал представитель компании. По его словам, в планах компании — выход на рынки Хабаровска и Владивостока.

Другой французский бренд, Auchan, открывает в небольших городах в основном магазины форматов «Наша радуга» и «Ашан Сити», а не классические гипермаркеты, говорит представитель ретейлера. В 2016 году компания инвестировала 1,5 млрд руб. в развитие в Сибирском и Уральском округах и ожидает открытий в Тюмени и Барнауле до конца года.

Небольшие города интересны и российским брендам. Например, с июля 2015 года по июль 2016 года «М.Видео» открыла около десяти магазинов в городах с населением меньше миллиона. Две трети новых открытий, запланированных на этот год, приходится на Дальний Восток, говорит представитель компании.

Представитель «Дикси» отметил, что ретейлер сосредоточен на Центральном, Северо-Западном и Приволжском округах. При этом для формата «магазин у дома» численность населения не является ключевым фактором — их открывают и в поселках городского типа с населением около 10 тыс. человек. ​

Однако развитие в маленьких городах интересно не всем, уточняют опрошенные РБК игроки рынка. По мнению представителя финской DIY-сети «К-раута», в городах с населением менее 1 млн сильнее ощущается влияние кризиса.

Президент Finn Flare Ксения Рясова полагает, что открываться там — удел компаний массмаркета, к которым одежный ретейлер себя не относит. «Населенные пункты с населением 300 тыс. нам точно не подходят, там нет такой покупательной способности», — считает Рясова. По ее словам, сейчас на населенные пункты с населением до миллиона человек приходится менее 10% магазинов сети.

С ней соглашается Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец сетей косметики Lush Russia, который работает в среднеценовом сегменте. У компании в небольших городах работают только магазины по франшизе.