Ястребиный призыв
Спустя неделю после выборов стало проясняться, кто может войти в администрацию 45-го президента США Дональда Трампа. Главой аппарата Белого дома станет Райнс Прибус, в прошлом глава национального комитета Республиканской партии, а главным советником — Стив Беннон, руководитель избирательной кампании.
У Прибуса хорошие личные и профессиональные отношения с Полом Райаном, спикером палаты представителей конгресса. Это может облегчить прохождение реформаторских законопроектов Трампа через конгресс. При этом аналитики отмечают, что назначение Прибуса, вашингтонского инсайдера, сбалансировано назначением Беннона. Последний получил известность как критик элит. Именно на него рассчитывают «альтернативные правые», которые опасаются, что Трамп может погрязнуть в «вашингтонском болоте», которое обещал осушить в случае победы на выборах. Таким образом, пока что Трамп действует довольно прагматично, пишет The New York Times.
Рассуждая о кандидатах на основные государственные посты, эксперты и СМИ основное внимание уделяют их личным отношениям с Трампом. Считается, что избранный президент ценит лояльность. Свидетельство тому — высокие посты для Прибуса и Беннона, которые сохраняли верность даже в максимально сложных условиях, в частности во время скандала с видео, на котором Трамп рассказывает о своих непринужденных манерах в общении с женщинами.
Формирование администрации осложняется противоречиями внутри Республиканской партии, которая все еще не пришла в себя после неожиданной победы Трампа. В ходе кампании многие видные республиканцы, входившие в команду Джорджа Буша-младшего, и консервативные интеллектуалы выступали против миллиардера. Среди его основных недостатков назывались неопытность во внешней политике и несдержанный характер. Однако после победы многие пересмотрели свои взгляды, заявив о готовности работать в будущей администрации.
16 ноября Трамп на своей странице в Twitter написал, что процесс подбора кандидатов на основные государственные должности продолжается. «Только я знаю, кто является финалистом», — подчеркнул избранный президент.
Обсуждаемая в СМИ команда — одна из самых эклектичных, говорит Юрий Рогулев, директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта МГУ. Единственный новичок в этом списке — советник Трампа, все остальные — хорошо и давно известные люди, обращает внимание эксперт.
Госдеп из прошлого
Во время кампании Трамп критиковал внешнюю политику своих предшественников, демократа Барака Обаму и республиканца Джорджа Буша-младшего, в том числе вторжение в Ирак. Однако в списке кандидатов на высокие посты называют нескольких вдохновителей действий США на Ближнем Востоке из числа неоконсерваторов. Они были влиятельны во время правления республиканских президентов Рональда Рейгана, Джорджа Буша и Джорджа Буша-младшего. Среди них Джон Болтон, который рассматривается как будущий госсекретарь. В 1980-х годах он работал в Минюсте, а в 1990-х годах перешел на работу в Госдепартамент. При Джордже Буше-младшем Болтон занимал должность заместителя госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности. Вершиной его карьеры стал пост постпреда США в ООН в 2005–2006 годах. В этой должности Болтон запомнился резкой критикой ООН. Вероятный преемник Джона Керри выступает последовательным сторонником односторонних действий Вашингтона на мировой арене.
Назначение Болтона может привести к осложнению российско-американских отношений. В недавнем интервью Fox News Болтон говорил, что стране нужен сильный лидер, чтобы отстаивать интересы Соединенных Штатов в Сирии. Взгляды Болтона могут не совпасть со стремлением самого Трампа нормализовать американо-российские отношения.
Среди претендентов на пост госсекретаря также называют сенатора от штата Теннеси Боба Коркера. Сейчас он возглавляет комитет сената по иностранным делам. В отличие от Болтона сенатор более осторожен в своих оценках внешней политики. В сентябре он публично предупреждал Трампа, сторонником которого был всегда, об опасности лести, подразумевая похвалы, расточаемые Владимиром Путиным. При этом Коркер неоднократно подчеркивал, что у Вашингтона и Москвы есть общие интересы, которые допускают сотрудничество. Однако, по словам сенатора, руководство США должно исходить из того, что ранее Путин «работал против нас».
Третьим вероятным кандидатом является республиканец Ньют Гингрич. Он был одним из сторонников импичмента Билла Клинтона, а в 1995–1999 годах занимал третий по важности пост в США — председателя палаты представителей конгресса. Гингрич поддерживал Трампа еще на стадии праймериз. В отличие от остальных у него нет внешнеполитического опыта. В июле этого года он усомнился, что США могут прийти на помощь Эстонии в случае российского вторжения, назвав эту страну «пригородами Санкт-Петербурга».
Конкуренцию Болтону, Коркеру и Гингричу может составить бывший мэр Нью-Йорка и союзник Трампа Рудольф Джулиани. В 2000-е годы он был звездой Республиканской партии, его популярность во многом связана с решительными действиями во время терактов 11 сентября 2001 года. В последние годы он растерял большую часть популярности, а его взгляды критикуются за реакционность.
Выступая в середине ноября с речью, посвященной внешней политике, Джулиани заявил, что не считает Россию военной угрозой, а основная угроза американским интересам в мире исходит от международного терроризма.
Трамп может рассматривать бывшего мэра Нью-Йорка как кандидатуру на пост главы Министерства юстиции: в 1980-е годы Джулиани уже работал в этом ведомстве. Конкуренцию в борьбе за этот пост Джулиани может составить 54-летний губернатор Нью-Джерси Крис Кристи.
Пентагон на четверых
На пост министра обороны Трамп рассматривает как минимум четырех человек, пишут американские СМИ. Среди них женщина — Келли Айотт, сенатор. Она самый молодой кандидат и представляет группу неоконсервативных ястребов, пишет The Washington Post. В ходе кампании она старалась дистанцироваться от кандидата.
Айотт выступает против закрытия тюрьмы в Гуантанамо. На ее сайте указано, что она была последовательным критиком политики «перезагрузки» с Россией, проводившейся нынешней администрацией, и выступала против «путинского вторжения в Украину». Она призывала ввести «самые жесткие санкции в отношении России». Айотт также известна тем, что выступает за усиление американской противоракетной обороны, против чего последовательно выступает Кремль.
По данным издания The Hill, другой претендент на пост главы Пентагона — 69-летний сенатор от Алабамы Джефф Сешнс. Как пишет издание, Сешнс, верный союзник Трампа во время кампании, может выбирать любой пост из тех, что ему понравятся, — в Пентагоне, Министерстве юстиции или Министерстве внутренних дел.
Сешнс помогал избранному президенту разработать предложения по борьбе с нелегальной иммиграцией и советовал, кого выбрать в качестве кандидата в вице-президенты. Выбор, как известно, пал на губернатора Индианы Майка Пенса, но и сам Сешнс, по данным американских СМИ, мог претендовать на этот пост.
Однако, пишет The Hill, как и другие рассматриваемые Трампом фигуры, Сешнс — человек с противоречивой репутацией. Он известен как твердый консерватор: в 2007 году National Journal включил его в пятерку самых консервативных сенаторов. С 1981 года в течение 12 лет он был прокурором южного округа Алабамы, в 1986 году президент Рональд Рейган номинировал его на пост окружного судьи, однако тот не был утвержден. За годы службы Сешнс не раз был вынужден отбиваться от обвинений в расизме и поддержке ку-клукс-клана.
Сешнс, как отмечает USA Today, вслед за Трампом изменил свою позицию по России. 31 июля он говорил CNN, что «проблема с Россией по-настоящему разрушительна для Америки, России и мира». «Нужно покончить с этим кругом враждебности», — говорил Сешнс. Хотя в 2014 году сенатор призывал усилить давление на Россию. «Если сейчас не ввести санкции против России, то как они поверят в то, что в будущем мы наложим санкции или сделаем что-то агрессивное, если они продвинутся и возьмут всю Украину или всю Грузию?» — цитирует Сешнса USA Today.
Еще один претендент на пост министра обороны — 58-летний Майкл Флинн, генерал-лейтенант в отставке. В российских СМИ Флинн стал известен после публикации фотографий, на которых он изображен за одним столом с Путиным во время празднования юбилея телеканала RT в декабре 2015 года. На том ужине Флинн, по его словам, просто был представлен президенту России, больше они не разговаривали. Однако из общего разговора за столом у него сложилось впечатление, что российское руководство не испытывает уважения к американскому. Свои выступления на российском госканале RT Флинн объяснил тем, что ему заплатили за выступление, однако сумму не раскрыл.
В интервью Washington Post Флинн объяснял, что он был в России несколько раз. Первый раз — в качестве директора разведывательного управления Министерства обороны. По словам Флинна, он стал первым американским офицером, которого допустили в штаб-квартиру ГРУ, где он провел брифинг. По его словам, отношения с Россией необходимы США; в качестве последних успешных примеров сотрудничества он привел взаимодействия по обеспечению безопасности Олимпиады в Сочи, иранскую ядерную программу. По его словам, с Россией США необходимо сотрудничать в борьбе с терроризмом.
Также среди претендентов — 69-летний Стивен Хэдли, бывший советник по национальной безопасности президента Джорджа Буша-младшего (с 2005 по 2009 год). Он помогал подготовить данные, которые позволили бы президенту Бушу начать войну в Ираке. В 2003 году он положил на стол президента заявление об отставке, так как данные по химическому оружию в Ираке были сфальсифицированы, однако президент ее не принял. В последние годы Хэдли вместе с бывшим госсекретарем Кондолизой Райс и экс-министром обороны Робертом Гейтсом руководят общей консалтинговой компанией.
Минфин для друзей
Основными претендентами на пост главы Министерства финансов стали представители элиты, поддерживающие тесные связи с Уолл-стрит. Трамп обещал, что при нем Китай получит статус «валютного манипулятора», что позволит Вашингтону ввести протекционистские меры в отношении китайских товаров. Он также обещал отменить закон Додда — Франка, ограничивающий американские банки в операциях с ценными бумагами. Республиканцы полагают, что введенный в 2010 году комплекс мер мешает кредитованию и замедляет рост экономики.
Трамп рассматривает на пост министра финансов руководителя одного из крупнейших американских банков JP Morgan Chase Джейми Даймона, хотя тот поддерживал на выборах Клинтон. Даймон — один из наиболее успешных финансистов, однако JP Morgan Chase в последние годы оказался вовлеченным в целый ряд скандалов. В 2013 году банк согласился выплатить $13 млрд за прекращение расследования действий организации с ипотечными ценными бумагами.
Другой кандидат — бывший банкир Goldman Sachs, ответственный за финансирование избирательной кампании Трампа, — Стивен Мнучин. Он известен своими инвестициями в Голливуд, вкладывался в фильмы «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Снайпер».
Среди друзей Трампа, которые могут возглавить Министерство финансов, называют и Тома Баррака, одного из основателей инвесткомпании Colony Capital с вложениями в недвижимость. Он одним из первых поддержал президентские амбиции друга, в том числе с помощью пожертвований.
The Financial Times также называет 78-летнего миллиардера Уилбура Росса. Также на этот пост претендует глава комитета палаты представителей по надзору за финансовыми рынками Джеб Генсалринг. Его характеризуют как фискального консерватора. В случае назначения на пост министра финансов ему придется реализовывать предвыборные обещания Трампа в виде комплексной налоговой реформы и отмены закона Додда — Франка.