КамАЗ уезжает в Азию
За январь—сентябрь 2016 года КамАЗ экспортировал 3328 автомобилей и сборочных комплектов деталей (СКД), что на 10,15% ниже показателей аналогичного периода 2015 года, следует из отчета компании за третий квартал. Кроме этого в общей доле экспорта автотехники бренда наблюдается перераспределение долей. КамАЗ продолжает терять СНГ: за девять месяцев 2016 года на этот рынок было поставлено 1343 автомобиля и СКД, что на 48% меньше результатов аналогичного периода 2015 года. Доля стран СНГ в общем объеме экспорта продукции КамАЗа за этот период снизилась с 69,7 до 40,4%. Значительный спад отмечается в Казахстане: по данным компании, экспорт автотехники в эту страну снизился на 61,1% (за девять месяцев 2016 года продано 488 грузовиков и СКД). Подобная картина наблюдается и в других странах СНГ.
Главной причиной сокращения экспорта КамАЗа эксперты называют экономический кризис в странах СНГ. По данным МВФ, в 2015 году ВВП стран СНГ снизился на 2,8%, прогноз на 2016 год — дальнейшее сокращение еще на 0,26%. Ухудшение экономической ситуации спровоцировало снижение спроса и на коммерческие, и на легковые автомобили. Согласно данным АА «Автостат», авторынок Казахстана в январе—сентябре сократился на 74,2% по сравнению с девятью месяцами 2015 года. Рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей Белоруссии за десять месяцев сократился на 34%. Авторынок Украины в 2016 году демонстрирует некоторое восстановление (по данным Укравтопрома, за десять месяцев продажи выросли на 5,2%), но это происходит после сокращения его объемов в несколько десятков раз с 2008 по 2015 год.
«Рынки СНГ сокращаются, поэтому вслед за ними сокращаются и наши продажи», — отмечает руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Что касается конкуренции, то, как заявляет Яковлев, на рынке СНГ, как и на других рынках, КамАЗ конкурирует со всеми брендами.
Расширяют горизонты
23 ноября КамАЗ распространил пресс-релиз о том, что ищет новые рынки сбыта продукции в дальнем зарубежье. «Мы стараемся компенсировать снижение экспорта в страны СНГ за счет продаж на рынках дальнего зарубежья», — подтверждает Афанасьев. Приоритетными рынками для КамАЗа становятся страны Юго-Восточной Азии, арабские страны, Африка и Южная Америка (Венесуэла, Куба, Колумбия, Перу), рассказывает Афанасьев. Об активной экспансии свидетельствуют и показатели экспортных продаж КамАЗа. Согласно квартальному отчету, за девять месяцев компания продала на экспорт 1985 грузовиков и сборочных комплектов деталей, что на 76,8% больше показателей за аналогичный период 2015 года (январь—октябрь 2015-го — 1123 штуки). При этом доля экспорта в страны дальнего зарубежья за девять месяцев выросла с 30,3 до 59,6%. Лидирующие позиции сохраняет за собой Вьетнам, где за девять месяцев было продано 1333 «КамАЗа». Как отмечается в отчете, «хорошая ритмичность поставок и успешная работа дистрибьютора на рынке позволили уже в третьем квартале превысить на 30% самые оптимистичные прогнозы экспорта во Вьетнам на 2016 год (1 тыс. автомобилей)».
«На текущий момент продолжаются переговоры с Малайзией, Индонезией и африканскими странами. Также мы вели переговоры с Аргентиной, но у них очень высокий порог входа на рынок, в обязательном порядке требуется создание производства непосредственно в этой стране с достаточно высоким уровнем экологической безопасности Евро-5. Это очень большие инвестиции, поэтому мы рассматривали создание производства совместно с каким-либо местным игроком. Но на данный момент новых продвижений по этому поводу нет», — рассказывает Олег Афанасьев.
А дома лучше
Несмотря на активное расширение рынков сбыта за рубежом, основной доход КамАЗу приносит российский рынок. Согласно годовому отчету КамАЗа, за 2015 год выручка от продаж составила 97,455 млрд руб., что на 12% меньше, чем в 2014 году. Внутренний рынок принес компании 83% выручки (80,812 млрд руб.), на экспортные продажи пришлось всего 16,643 млрд руб.
Такие доходы обеспечивают стабильный рост продаж грузовиков КамАЗа в России. Несмотря на стагнирующий российский рынок, КамАЗ на фоне своих конкурентов активно наращивает продажи. Как сообщает АА «Автостат», КамАЗ по итогам десяти месяцев 2016 года продал 15,8 тыс. грузовиков, что на 15,5% лучше показателей годовой давности. Не все его конкуренты могут похвастаться такими результатами. Scania по итогам января—октября продала на 16,8% меньше грузовиков, продажи МАЗа сократились на 9,8%, а продажи Hyundai снизились на 42,5%. По итогам десяти месяцев 2016 года рынок новых грузовых автомобилей в России составил 40,9 тыс. штук, что на 0,8% ниже, чем за аналогичный период 2015 года.