Как члены ОПЕК смогли вернуть контроль над рынком
Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) впервые за последние восемь лет договорилась о совместном сокращении объемов добычи. Представители государств — членов ОПЕК решили снизить добычу на 1,2 млн барр. в день к 1 января 2017 года. Может показаться, что была достигнута прорывная договоренность, однако фактически речь идет лишь о закреплении изначального соглашения, обсуждавшегося в начале года. По состоянию на октябрь 2016 года нефтедобыча стран ОПЕК достигла 33,64 млн барр. в день, так что снижение на 1,2 млн барр. по сути является восстановлением уровней добычи января 2016 года, когда 14 странами добывалось в день 32,5 млн барр.
Прогнозы не оправдались
Ценностью соглашения является даже не масштаб уступок, на которые пошли экспортеры, а сам факт успешной координации, так как предпосылки встречи ОПЕК в Вене были далеки от идеала. Провал переговоров в Дохе в апреле и продемонстрированная Саудовской Аравией неуступчивость в отношении Ирана убедили аналитиков в невозможности всеобъемлющей сделки. Сентябрьская встреча ОПЕК в Алжире также завершилась соглашением о подготовке к сокращению добычи нефти, то есть «соглашением добиваться впредь соглашения». И в преддверии состоявшейся 30 ноября 2016 года встречи стороны в лучшем случае высказывали крайне осторожный оптимизм.
За несколько дней до встречи Халид Аль-Фалих, министр энергетики Саудовской Аравии, заявил, что даже провал переговоров не станет катастрофой, так как цены на нефть постепенно вырастут под воздействием законов рынка. Безрезультатность предварительных консультаций со странами, не входящими в ОПЕК, отмена встречи технических экспертов для урегулирования разногласий с Ираном и Ираком за день до основного саммита также не обещали прорыва. Тем удивительнее, что сокращение добычи стран — членов ОПЕК удалось связать с понижением добычи на 600 тыс. барр. в день государств, не входящих в «нефтяной клуб».
Сокращают все (почти)
Наиболее напряженные переговоры велись с Тегераном, участие которого в общей заморозке требовал Эр-Рияд. Сначала иранская сторона предложила заморозить добычу на уровне 3,975 млн барр. в день (это почти на 300 тыс. барр. в день больше, чем ныне), взамен на что Саудовская Аравия потребовала 3,7 млн барр. в день (то есть закрепить добычу на текущем уровне). Цугцванг был решен благодаря посредничеству Алжира, предложившего определить квоту Ирана на уровне 3,795 млн барр. в день. Таким образом, Иран не будет сокращать свои объемы добычи, лишь ограничит их наращивание, что ввиду нехватки средств и состояния инфраструктуры и без того было бы сложно.
Саудовская Аравия, чья заинтересованность в сделке долгое время находилась под вопросом, в итоге пошла на наибольшие уступки — Эр-Рияд пообещал сократить добычу на 500 тыс. барр. в день. В ее случае также наблюдается возврат к показателям января — с текущих 10,6 млн барр. в день нефтедобыча в Саудовской Аравии будет скорректирована до 10,1 млн барр. в день. К такому решению саудитов склонила тяжелая экономическая ситуация — дефицит бюджета на уровне 15% ВВП, замедление роста экономики до 1,5% в год (что при безработице среди молодежи в 25% явно недостаточно). Впервые за многие годы королевству пришлось выйти на рынок облигаций, обсуждается секвестр бюджета на $20 млрд. Эр-Рияд не считает политический конфликт с Тегераном урегулированным, однако в столь зыбкое время решил пойти на уступки. Это не означает, что Саудовская Аравия будет безукоризненно выполнять выделенные квоты. Она сможет в любой момент отказаться от квот в одностороннем порядке, как уже было в ноябре 2014 года. Хотя в текущих договоренностях прописывается тройка государств, которым поручено следить за соблюдением соглашения (Алжир, Катар, Венесуэла), но механизм штрафов отсутствует.
В нефтяном секторе даже малейшие сигналы сказываются на мировых ценах — за день до проведения встречи на фоне скептических прогнозов котировки Brent упали с $49 за баррель до $47, в то время как после объявления договоренности за считаные часы сорт Brent подорожал более чем 9% (до $52 за баррель). Саудовская Аравия понимала, что в случае провала переговоров неизбежно падение до $40–42 за баррель, и с тактической точки зрения сделала верный шаг. Другие государства Аравийского полуострова, как правило, следующие в русле политики Эр-Рияда, ОАЭ и Кувейт, также согласились на сокращение добычи в объеме 270 тыс. барр. в день. Удивительно, но даже Венесуэла согласилась на урезание объемов почти на 100 тыс. барр. в день, несмотря на падение добычи в январе—октябре 2016 года на 260 тыс. барр. в день. Венесуэле для балансировки бюджета необходимы цены на уровне $115–120, поэтому она готова на любые меры для повышения цен.
Готовность России пойти на компромисс также сыграла свою роль в принятии финального решения. Первоначально предложенный уровень сокращения добычи на 0,4 млн барр. в день в российском Минэнерго сочли чрезмерным, сейчас идет речь о 0,3 млн барр. в день. В этом случае тоже получается возвращение к январским уровням добычи, так как Москва с текущих 11,16 млн барр. в день сократит добычу до январского уровня в 10,8 млн барр. в день.
Что может пойти не так
Несмотря на огромную значимость соглашения, воплощение согласованных решений в жизнь еще только предстоит. Иран будет и впредь привлекать иностранных инвесторов в свою нефтяную промышленность, каждый раз вызывая подозрение Эр-Рияда — на этом фоне любой геополитический конфликт двух стран может повлечь за собой конец системы квот. Против соглашений будет действовать и приход к власти Дональда Трампа в США. Его стремление упростить и расширить нефтедобычу на территории США будет одновременно сужать рыночные возможности ближневосточных государств на американском рынке и оказывать давление на уровень мировых цен.
Уязвимым местом соглашения является и судьба раздираемых войной стран — Ливии и Ирака. Ливия освобождается от каких-либо обязательных квот, несмотря на заметный рост добычи в течение последних двух месяцев — нефтедобыча на данный момент приближается к 0,6 млн барр. в день (в 2015 году в среднем добывалось 404 тыс. барр.). В случае консолидации страны под эгидой любого из двух параллельно действующих правительств Ливия может быстро выйти на уровень добычи в 0,8–0,9 млн барр. без какого-либо контроля со стороны ОПЕК. Правительство Ирака, согласившись на сокращение добычи на 210 тыс. барр. в день (до 4,35 млн), существенно усложнило свое положение, так как именно нефть является основным источником финансирования борьбы против исламистов. По всей видимости, вся полнота информации, легшая в основу венских договоренностей ОПЕК, станет достоянием общественности лишь постепенно.