Надзор временно ослаб
Реформа банковского надзора в ЦБ началась с фактической отставки первого зампреда Алексея Симановского (переведен в статус советника) и ухода курировавшего лицензирование и финансовое оздоровление зампреда Михаила Сухова в начале октября. В пресс-релизе ЦБ от 3 октября сообщалось о том, что в «создаваемом департаменте ликвидации и оздоровления финансовых институтов» будут реализовываться «единые подходы для всех секторов финансового рынка». А 5 октября пресс-служба ЦБ сообщила агентству «Интерфакс», что первый зампред ЦБ Сергей Швецов будет курировать вопросы лицензирования и финансового оздоровления всех участников финансового рынка, в том числе банки. О том, что ЦБ планирует отделить банковское регулирование и надзор от блока лицензирования и финансового оздоровления, сообщала и газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники.
Иными словами, предполагалось, что в ЦБ будет создано общее подразделение по санации всех участников финансового рынка. Курировать это направление должен был первый зампред Сергей Швецов, который до тех пор отвечал за регулирование и надзор за небанковскими финансовыми организациями.
Однако по прошествии двух месяцев план изменился, знают источники РБК. «Дело в том, что сейчас по закону о банкротстве санация возможна только в отношении банков, и передавать ее реализацию людям, до сих пор не имевшим к этому никакого отношения, сочли нецелесообразным», — рассказывает один из источников РБК. Кроме того, на практике желающих отвечать за такое сложное — как в материальном, так и в репутационном аспекте — направление, как санация банков, не оказалось. «Одно дело — предлагать реформы, другое — претворять их в жизнь со всей ответственностью», — добавляет другой собеседник РБК.
Дополнительные риски в реализацию первоначального плана ЦБ вносит идущая сейчас реформа самого института санации. Летом Банк России анонсировал отказ от услуг в этой области Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и переход от выдачи ему кредитов на санацию к прямым инвестициям средств ЦБ в капитал проблемных игроков через специально создаваемый фонд, управлять которым будет специально же создаваемая УК. Однако с лета эта концепция претерпела изменения, и на текущий момент так и не ясно, с или без помощи АСВ будет происходить санация. «А если все-таки без АСВ, то и отвечать за эффективность расходования огромных средств придется в ЦБ тому, кто будет курировать это направление, — рассуждает один из собеседников РБК. — При этом, учитывая, как непросто ломается действующая система, внимание к тем, кто будет курировать новый процесс оздоровления, будет гораздо более пристальным».
В такой ситуации решено было пойти по простому пути и вернуть санацию в банковский надзорный блок ЦБ — под контроль первого зампреда Дмитрия Тулина. Сам Тулин, как говорят собеседники РБК, об этом не просил, но отказываться не стал. Впрочем, полностью проблему с контролем за санацией банков это не решает. Какой именно департамент в банковском надзорном блоке ЦБ и что именно за люди будут этим заниматься, так и не понятно. По сведениям РБК, курирующий эти вопросы в ЦБ сейчас департамент лицензирования деятельности финансового оздоровления кредитных организаций Банка России в рамках реформы будет расформирован.
В пресс-службе Банка России от комментариев отказались.
Эксперты и участники рынка считают сложившуюся ситуацию с санацией банков даже закономерной. «Во-первых, никому не хочется брать ответственность за старое, даже несмотря на то что президент в своем послании Федеральному собранию, напротив, похвалил ЦБ за расчистку банковского рынка. Во-вторых, не исключено, что глубина проблем банков еще так до конца и не изучена, и в этом смысле неопределенный размер ответственности может выглядеть пугающе», — говорит вице-президент ФБК Алексей Терехов. Кроме того, продолжает он, в случае с санацией силами ЦБ по-прежнему сохраняется противоречие между его регулятивно-надзорной функцией и функцией оздоровительной: «Получается, что регулятор, давая оценку проблемам того или иного банка в размере суммы, выделяемой на санацию, как бы оценивает свои собственные ошибки или недочеты». Не стоит забывать и о рисках принятия в ходе санации решений об отстранении бывших собственников и реализации набирающей популярность идеи санации за счет кредиторов. «Рано или поздно это может быть оспорено как отъем собственности, в том числе в судебном порядке, и ответственность за эти потенциально оспоримые решения тоже кто-то должен будет нести», — рассуждает он. В такой ситуации вполне естественным образом включается одно из основных свойств любого бюрократического аппарата — перекладывание ответственности, заключает Терехов.
В неофициальных комментариях банкиры проявляют беспокойство складывающейся ситуацией. Руководитель банка из топ-10 отметил, что период «безвластия» ослабляет надзор за банковским сектором. «Кроме того, мы наблюдаем переменчивость при принятии решений регулятора, до сих пор не услышали объяснения, в связи с чем была объявлена реформа надзора», — отметил банкир.
Участники рынка надеются, что в обозримом будущем ситуация станет яснее. «ЦБ, вероятно, стремится поставить санацию под жесткий контроль, поскольку считается, что в данной работе не все было гладко. В этом направлении ЦБ, на мой взгляд, отступать не будет. Пауза скорее может быть связана с решением изменить механизм санации и, возможно, ответственных лиц, необходимостью принять правильные кадровые решения», — говорит глава совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин. Главное — чтобы они сильно не затянулись. «До конца года еще подождать можно, а дальше уже необходимо решать назревшие вопросы», — резюмировал он.