СПЧ борется за пацифистов
Обращение в ВС
Верховный суд (ВС) попросят разъяснить, как применяется законодательство об альтернативной гражданской службе (АГС). Об этом РБК рассказал член президентского Совета по правам человека Сергей Кривенко, который готовит соответствующее обращение. По его словам, суды слишком часто встают на сторону военкоматов и не разрешают призывникам пройти альтернативную службу. В конце декабря правозащитник попросит ВС провести пленум и выработать единые рекомендации для всех инстанций.
По закону отказать добросовестному призывнику в АГС практически невозможно, уверен Кривенко. «Отказ возможен, если призывника ловят на вранье. Он говорит, что является православным верующим, а призывная комиссия зовет батюшку из храма, и тот говорит, что никогда этого призывника не видел. Это факт, который противоречит доводам призывника и может быть основанием для отказа, — объясняет правозащитник. — Если же приходит бывший скинхед и говорит, что на него снизошло озарение и он больше не считает для себя приемлемым насилие, то призывная комиссия отказать ему не может, потому что это нельзя проверить».
Подготовкой обращения в ВС занимаются юристы правозащитной организации «Гражданин и армия», которую возглавляет Кривенко. Сотрудники НКО проанализировали решения судов по делам о замене военной службы на альтернативную и выявили «серьезные недостатки в применении законодательства в этой области», рассказал РБК юрист «Гражданина и армии» Арсений Левинсон.
Закон об альтернативной службе
Закон, регулирующий правовые основы альтернативной гражданской службы, был принят в 2002 году, в силу он вступил с 1 января 2004 года. В нем оговариваются два возможных варианта для замены военной службы альтернативной: если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию и если призывник «относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами».
По данным Роструда, по состоянию на август 2016 года альтернативную службу по всей России проходили 1042 человека.
Убеждения и сроки
Обращение в ВС базируется на докладе, который в апреле 2016 года подготовили правозащитники. Авторы исследования проанализировали 57 решений судов по жалобам призывников на отказы в АГС. В 43 случаях (или в 75%) апелляционные инстанции подтверждали «отказные» решения районных судов и призывных комиссий.
В 28 случаях суды ссылались на «недоказанность убеждений» и на то, что призывник не состоит в зарегистрированных религиозных организациях, поэтому не может обосновать, как именно его вероисповедание мешает прохождению службы. В докладе отмечается, что еще в 1999 году Конституционный суд (КС) признал: если молодой человек официально не числится среди членов какой-либо общины, то это не означает, что он не придерживается соответствующих взглядов.
Еще в 25 случаях отказ был связан с пропуском срока подачи заявления на АГС. Закон требует подавать такое заявление не позднее, чем за полгода до начала призыва, под который подпадает юноша (до 1 апреля, если речь идет об осеннем призыве, до 1 октября — если о весеннем).
КС в 2006 году рекомендовал военкоматам все же принимать заявления, если срок был пропущен по уважительной причине: например, если мешающие военной службе убеждения сформировались у юноши позже, чем за полгода до призыва.
Принятые в 2014 году два определения КС усугубили положение призывников, отмечается в докладе. Так, автору одной из жалоб отказали в альтернативной службе, сославшись на то, что указанные им в заявлении пацифистские взгляды являются не убеждениями, а просто «несогласием с предусмотренным законодательством порядком комплектования Вооруженных сил». Конституционный суд согласился с призывной комиссией.
В другом определении КС говорится, что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе не дает ему право на ее замену.
Меньше процента
Сейчас граждан, проходящих альтернативную службу или даже подающих заявление на нее, намного меньше, чем рабочих мест, которые Роструд выделяет под АГС, указывают правозащитники. Они связывают это с плохим информированием призывников о возможности альтернативной службы. Нередко им предоставляют откровенно ложную информацию.
В 80% военкоматов нет информации об АГС на информационных стендах, указывают активисты, которые проверяли военкоматы в 15 городах. В остальных случаях нередко указаны устаревшие сроки альтернативной службы — 42 месяца вместо 21. «В устной беседе сотрудники военных комиссариатов зачастую вводят призывников в заблуждение, утверждая, что АГС — это только для не годных по здоровью, только для верующих, только для так называемых сектантов», — пишут юристы.
Такая ситуация создается военкоматами искусственно, считает Кривенко. «Когда закон об АГС принимался, в Минобороны говорили, что альтернативная служба будет конкурировать с военной и помешает призыву. Сейчас видно, что примерно 300 тыс. человек у нас идет в армию каждый год и дай бог тысяча идет на АГС, то есть меньше процента», — резюмирует правозащитник.