Президент на пути в Россию
На воскресных выборах президента Приднестровья победил председатель парламента Вадим Красносельский. Он набрал 62% голосов, сообщили «РИА Новости» в ЦИКе. Его основной соперник — действующий президент Евгений Шевчук — получил поддержку 28% избирателей, сказал собеседник агентства.
Бесплатный газ и Россия
Красносельский — опытный политик. С декабря 2015 года он был председателем Верховного совета непризнанной республики. В течение пяти лет при президенте Игоре Смирнове занимал должность министра внутренних дел (с 2007 по 2012 год), до этого служил на различных постах в МВД.
Свою программу на выборах Красносельский называл «народной». Он обещал восстановить законность, вернуть все доходы и расходы бюджета в государственную казну. Некоторые его обещания в СМИ называли популистскими, например намерение предоставить бесплатный газ, воду и индивидуальный патент предпринимателя каждой многодетной семье. Бесплатный российский газ обещан также пенсионерам, защитникам Приднестровья, ветеранам войны, труда и другим социально незащищенным гражданам. Газ Приднестровье получает от российского «Газпрома», но уже несколько лет не платит по счетам. Задолженность, по данным приднестровских властей, превышает $5,9 млрд.
Красносельский обвинения в популизме отвергает. «За последние пять лет в Приднестровье было создано столько серых схем, через которые утекают государственные денежные ресурсы. Это многомиллионные денежные активы в долларовом эквиваленте» — такие источники исполнения своих обещаний он указал в интервью порталу Newsmaker.
Обещал Красносельский и добиться вхождения Приднестровья в состав России. «Россия может присоединить независимое государство, поэтому наш путь в Россию лежит через нашу независимость», — заявил он. В непризнанной республике в 1991 и 2006 годы проходили референдумы о независимости от Молдавии, оба раза республика проголосовала «за». «Рано или поздно это произойдет», — уверен Красносельский в возможности признания Россией независимости Приднестровья и включения в ее состав. Политик также обещал решить вопрос о выдаче российского гражданства всем приднестровцам, желающим его получить.
Во время кампании Красносельский подчеркивал свои связи с Москвой и «Единой Россией». По его словам, он помог организовать голосование в республике на парламентских выборах в Госдуму. Президент Шевчук также подчеркивал близость к Москве, на одном из предвыборных плакатов он был изображен на фоне Кремля.
Россия последовательно придерживается позиции, что Приднестровье является частью Молдавии и конфликт надо урегулировать на этой основе, напоминает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. По его мнению, высказывания Красносельского являются данью сложившемуся в Приднестровье общественному консенсусу, однако позиция властей может поменяться, если появится перспектива урегулирования. По мнению эксперта, после недавнего избрания президентом Молдавии Игоря Додона появились шансы на мирное урегулирование кризиса и сохранения Приднестровья в составе единого государства. Додон заявил, что Молдавия не будет стремиться к объединению с Румынией, а именно опасение реализации такого сценария спровоцировало военный конфликт в Приднестровье, напоминает Жарихин.
«После выборов отношениям между Молдовой и Приднестровьем будет придан новый импульс, но ожидать прорывных решений пока не стоит. Молдова — парламентская республика, там будут готовиться к парламентским выборам 2018 года. Между Тирасполем и Кишиневом накопилось много вопросов, их нужно решать постепенно», — говорит Анатолий Дирун, научный руководитель тираспольской Школы политических исследований.
Холдинг с президентом
Красносельский также обещал выстроить нормальные отношения с местным бизнесом. С крупным бизнесом, по его словам, «надо договариваться, а не бороться». «Зачем бороться с теми, кто платит налоги, платит зарплаты, инвестирует? <...> Я выступаю за выстраивание нормальных, взаимоприемлемых отношений, которые устроят всех. Мы созидатели, а не разрушители», — полемизировал он перед выборами с действующим президентом Шевчуком.
Под «местным бизнесом» в этой дискуссии понимается прежде всего холдинг «Шериф», который владеет сетью супермаркетов, АЗС, автоцентров и нефтебаз. Компания, крупнейший работодатель в ПМР, занимает первое место по объему налоговых отчислений в бюджет, говорится на сайте компании. Президент выражает интересы всех граждан, однако отрицать связь Вадима Красносельского с «Шерифом» невозможно и глупо, в Приднестровье избиратели относятся к этому нормально, указывает Анатолий Дирун. «Шериф» в свою очередь, по словам Шевчука, контролирует парламентское большинство и тормозил принятие необходимых законов. Шевчук в ходе предвыборной кампании заявлял, что «Шериф» работает против президента и против интересов республики. Действительно, еще в апреле этого года вице-спикер парламента Галина Антюфеева обвинила Евгения Шевчука в том, что «друзья» президента при его непосредственном участии с помощью фирм-прокладок и офшорных схем украли у государства не менее $100 млн, из-за чего республика оказалась на грани экономического коллапса.
По словам Жарихина, противостояние парламента и президента длилось не все время его работы на посту, у президента была инерционная повестка, он не смог обеспечить прорыва, поэтому проиграл. У поражения Шевчука несколько причин: был провал в кадровой политике — министры менялись по нескольку раз, вторая причина — непроработанная социальная политика, говорит Анатолий Дирун. Было принято катастрофическое по своим последствиям решение об удержании 30% зарплат у бюджетников, формально это было решение правительства, но команда президента тоже несет за него ответственность, указывает эксперт. При этом, указывает Дирун, была разная интерпретация, почему эти деньги удерживались: сначала говорили, что средства будут направлены на модернизацию армии Приднестровья, а затем что готовились к санкциям со стороны Евросоюза, в итоге неспособность внятно объяснить гражданам сильно ударила по президенту.