Кто пройдет вне тендера
Правительство по согласованию с администрацией президента составит перечень федеральных унитарных предприятий (ФГУП), которым при закупках товаров и услуг будет разрешено руководствоваться «мягким» законом о закупках (223-ФЗ), а не жестко регламентирующим все процедуры законом о контрактной системе (44-ФЗ). В перечень будут включены ФГУПы, которые «имеют существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан», а также для «обороноспособности и безопасности государства», сказано в тексте поправки. В среду, 14 декабря, ее одобрил профильный комитет Думы по экономической политике, теперь ее предстоит рассмотреть всей Думе.
Размыли критерии
Поправка включена в законопроект, которым предполагалось вывести из-под действия более жесткого закона о закупках госпредприятия, относящиеся к категории средств массовой информации. Государственные СМИ, имеющие статус ФГУПов (ВГТРК, МИА «Россия сегодня»), наряду с другими госпредприятиями подпадут под действие «жесткого» закона о контрактной системе с 1 января 2017 года. Но необходимость следовать всем процедурам, описанным в этом законе, лишит их возможности оперативно реагировать на события в мире и помешает конкурировать с негосударственными СМИ, мотивировали необходимость принятия закона его авторы — член комитета Думы по безопасности Антон Гетта и председатель комитета по информационной политике Леонид Левин. Право утвердить перечень государственных СМИ, которые смогут продолжить работать согласно «мягкому» закону о закупках, авторы инициативы предлагали президенту. В таком виде законопроект был принят Думой в первом чтении в начале ноября.
Поправки ко второму чтению документа почти полностью изменили текст законопроекта, существенно расширив сферу его действия. Теперь в перечень освобожденных от необходимости исполнять требования жесткого закона о закупках смогут быть включены любые ФГУПы, отмечают два собеседника РБК в Госдуме. В частности, государственные СМИ, прямое упоминание которых из законопроекта исключено, смогут пройти в этот перечень и как госпредприятия, «имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан», и как важные «для безопасности государства», проиллюстрировал возможности формулировки один из собеседников.
Из-за предстоящего перевода унитарных предприятий с 223-ФЗ на 44-ФЗ возникли риски, так как последний закон «достаточно жесткий и не позволяет провести быстрые процедуры или выбрать подрядчика без конкурса», отмечает гендиректор системы электронных торгов «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин. В случае с предприятиями, связанными с обороной и безопасностью, важна не только цена, но и гибкость процедур, объясняет он логику законодателей. Однако формулировка про значимость ФГУПов для прав и интересов граждан размытая: «Наверное, будут последующие разъяснения и дополнительные корректировки закона». В нынешнем же варианте под нее можно подвести «достаточно много организаций», рассуждает Сытин.
Два закона
«Жесткий» закон о контрактной системе, в частности, требует соблюдения определенных сроков, отведенных на каждую процедуру закупки. «Мягкий» закон о закупках отдельных видов юридических лиц (223-ФЗ) таких требований не содержит. «Мягким» законом при закупках имеют право руководствоваться, в частности, госкорпорации и госкомпании, госпредприятия, относимые к субъектам естественных монополий. Тем же законом до последнего времени руководствовались и ФГУПы, но минувшим летом правительство и Дума решили обязать эту категорию госпредприятий следовать «жесткому» закону.
Законотворческий прецедент
Согласно измененному законопроекту перечень освобожденных от соблюдения строгих закупочных процедур ФГУПов утвердит правительство, а не президент. Но согласовать этот перечень кабинету министров предстоит с администрацией президента. Собеседники РБК в Госдуме не смогли припомнить случаев, когда бы администрация президента прежде упоминалась в законодательстве. Администрация президента не описана в законодательстве, напомнил один из источников РБК. Он сомневается в юридической грамотности включения такого требования в закон.
На сайте Кремля администрация президента определена как госорган, который обеспечивает деятельность президента и следит за исполнением его решений. Конституция ничего не говорит о статусе президентской администрации, лишь предоставляет президенту право ее формировать. Согласно положению об АП, утвержденному президентом Владимиром Путиным, у его администрации нет полномочия «согласовывать» проекты, разработанные правительством, — она может только «взаимодействовать» с правительством по различным вопросам или «предложить» кабинету министров разработать те или иные проекты законов.
Поправки подписаны руководителями комитета по экономполитике во главе с первым заместителем его председателя Владимиром Гутеневым. Но в реальности в изменении законопроекта была заинтересована администрация президента, знают два собеседника РБК в Госдуме.