Лента новостей
Тарасова заявила, что была уверена в победе Петросян в финале Гран-при 16:17, Статья Послы США, Великобритании и стран ЕС возложили цветы к могиле Навального 16:16, Статья Финский президент представил свою концепцию урегулирования на Украине 16:13, Статья Песков назвал несерьезным поведение Зеленского на нормандских переговорах 16:08, Новость Фигуристка Петросян победила в финале Гран-при России в Красноярске 16:03, Статья Премьер Польши сравнил конференцию по безопасности с Мюнхенским сговором 15:51, Статья DOGE рассказал о планах США выделить $10 млн на обрезание в Мозамбике 15:38, Новость As узнала о плане «Реала» по спасению Беллингема от отстранения на 12 игр 15:37, Статья Маск пообещал показать «самый умный ИИ» после отказа в покупке OpenAI 15:22, Статья Сколько стоит взломать ваш бизнес. Тест 15:15 Самсонова победила Павлюченкову на старте турнира WTA 1000 в Дубае 15:12, Статья Украинского баскетболиста сняли с поезда по пути в Латвию и отвезли в ТЦК 15:08, Статья Кравцов призвал исключить термин «пэтэушник» в начальном профобразовании 15:04, Статья Стубб назвал Мюнхенскую конференцию «дипломатической какофонией» 15:01, Новость Глава МИД Польши ответил на призыв Зеленского о единой европейской армии 14:42, Статья Таиландская полиция задержала россиянку за продажу электронных сигарет 14:36, Новость Лестница абстракции: как говорить, чтобы вас слушали и понимали 14:34 Даниил Медведев увидел в деле Синнера возможность торговаться с WADA 14:32, Статья
Газета
Своя покупка ближе к дому
Газета № 239 (2495) (2312) Бизнес,
0

Своя покупка ближе к дому

Москвичи стали реже ходить в гипермаркеты
Москвичи все больше предпочитают гипермаркетам небольшие торговые форматы. Потребительский спрос смещается в пользу товаров первой необходимости, а удовлетворить его способен и «магазин у дома»
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Количество покупателей в магазинах крупных форматов сократилось, следует из исследования потребительских предпочтений жителей Москвы и Московской области за 2016 год, подготовленного компанией EY (есть у РБК). Согласно опросу, проведенному среди 1100 жителей Москвы и Московской области в ноябре и декабре 2016 года, 8% респондентов стали реже покупать продукты в гипермаркетах.

Основной отток покупателей произошел в «магазины у дома» — 40%, супермаркеты — 19% и онлайн-площадки — 12%, ссылается партнер EY Юрий Макаров на данные опроса. Согласно методике EY, магазином у дома считается торговая точка площадью до 600 кв. м, супермаркетом — до 1,2 тыс. кв. м, а гипермаркетом — свыше 1,2 тыс. кв. м.

Самым популярным местом для совершения покупок являются «магазины у дома» — каждый третий респондент заходит в них от трех до пяти раз в неделю. Тогда как почти половина респондентов — около 44% — посещает гипермаркеты реже одного раза в неделю, говорится в исследовании.

Выводы EY подтверждают и данные крупнейших российских ретейлеров. Формат гипермаркета был самым неудачным для «Магнита» за первые девять месяцев 2016 года, следует из материалов компании. Выручка в сопоставимых магазинах сократилась на 9,6%, трафик — на 8,3%, а средний чек — на 1,45%.

Гипермаркеты «Карусель» и «Мегамарт» (входят в X5 Retail Group и ГК «Дикси» соответственно) хоть и показали по итогам девяти месяцев рост продаж на 5 и 5,5% соответственно, но он оказался значительно скромнее, чем у меньших по формату магазинов. Так, выручка сетей «Пятерочка» и «Перекресток» (X5 Retail Group) увеличилась на 33 и 19%, а «Виктории» и «Дикси» — на 14,5 и 19,8%, свидетельствуют отчетности ретейлеров. В начале декабря на встрече с журналистами исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман заявил, что компания подготовит новую концепцию «Карусели».

В качестве основных причин, по которым покупатели выбирают «магазины у дома», аналитики EY называют моду на здоровый образ жизни («респонденты все чаще отдают предпочтение свежим продуктам, которые могут приобрести недалеко от дома») и стремление сэкономить. При более частом посещении небольших магазинов сумма среднего чека снижается, замечает Юрий Макаров.

«В ассортименте формата гипермаркет, как правило, большую долю имеют товары непродовольственного ассортимента, а сам формат предполагает относительно высокий средний чек, крупные объемные покупки впрок», — объясняет старший аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Наталья Колупаева. При этом, по ее сл​овам, изменилась сама потребительская модель россиян. «Меньшее количество наименований товаров в покупке, больший фокус на товарах первой необходимости», — резюмирует она.

С этим мнением согласен и управляющий партнер Colliers International Николай Казанский: «В последние полтора-два года потребители все больше тяготеют к комфортному шопингу «у дома». На это повлияла экономическая ситуация последних нескольких лет, а также изменения покупательских предпочтений потребителей». В свою очередь продуктовые ретейлеры оперативно отреагировали на изменение спроса, отмечает Казанский, чем обусловлено активное развитие сетей в формате «магазин у дома».

Вакантные площадки в стрит-ретейле, появившиеся вследствие кризиса, оказались востребованы мини-форматами, признает эксперт компании «Магазин Магазинов» Марьяна Матуева. «На улицах города появились знакомые игроки с приставкой Daily​ — то есть «ежедневный». Рынок отвечает предложением на спрос: купить меньше и с быстрым сервисом. Эти магазины ориентируются на потребителя, которому неудобно пропадать в гипермаркете на несколько часов в круговороте рабочей недели».