«Яндексу» передадут на проезд
31 января одна из крупнейших российских интернет-компаний запустит сервис «Яндекс.Автобусы» — по поиску и покупке билетов на междугородные и пригородные автобусы, сообщил РБК представитель «Яндекса».
Бета-тестирование сервиса и подключение партнеров начались в конце 2016 года. Сейчас проект сотрудничает с системным интегратором E-Traffic, эксклюзивным дистрибьютором билетов на рейсы Мострансавто в Подмосковье «ОднаКасса», а также с агрегатором «РУ-Сеть». Суммарно это позволяет продавать билеты более чем на 10 тыс. направлений, в том числе Москва — Санкт-Петербург и Калининград — Минск.
Представитель «Яндекса» рассказал, что в компании рассчитывают на присоединение к проекту других участников рынка междугородных и пригородных перевозок, в том числе компаний, агрегирующих различные системы бронирования билетов, интеграторов, работающих с автовокзалами, и непосредственно перевозчиков.
До сих пор «Яндекс» позволял найти нужный автобусный маршрут через сервис «Яндекс.Расписания», который охватывает разные виды транспорта, но для приобретения билета пользователю нужно было перейти на портал одного из партнеров. Теперь заказ можно будет осуществлять непосредственно в сервисе «Яндекса».
По словам представителя «Яндекса», комиссия с пользователя и перевозчика взиматься не будет, то есть билеты на автобусы будут продаваться по цене, установленной партнерами (зачастую это та стоимость, которую установил вокзал).
Инвестиции в проект не раскрываются.
Заработать на билетах
Представитель «Яндекса» признался РБК, что пока компания не знает, как монетизировать новый сервис. На данном этапе ее основная цель — увеличить количество онлайн-продаж билетов, привлечь новых партнеров и пользователей. «Благодаря подключению к «Яндекс.Автобусы» перевозчики смогут повысить продажи билетов и сократить дебиторскую задолженность, поскольку выручка от продаж будет переводиться ежедневно», — поясняет представитель «Яндекса».
Каждый месяц россияне задают в поиске «Яндекса» более 5 млн запросов о билетах и расписании движения автобусов, работе автовокзалов. Еще 1,4 млн запросов в месяц на автобусные маршруты подается на «Яндекс.Расписания».
При этом в интернете продается лишь 2–3% от всех билетов на автобусы, в Москве и области — около 4%, оценил представитель поискового сервиса. В течение пяти лет эта доля может достичь 50%, прогнозирует он. В целом «Яндекс» оценивает рынок автобусных билетов в России примерно в 150 млрд руб. в год.
Представитель «Яндекса» не сказал, на какую долю рынка рассчитывает компания. По оценке компании Busfor, которая называет себя лидером на рынке онлайн-сервисов по продаже билетов на автобусы в России и СНГ с долей более 50%, «Яндекс» может претендовать на второе место по онлайн-продажам билетов.
При этом Busfor оценивает рынок дороже, примерно в 200 млрд руб., долю электронных продаж — также в 3%. В октябре 2016 года Busfor привлек $20 млн, писал РБК. Busfor прогнозировал, что в 2019 году доля электронных билетов может вырасти примерно на 20%.
Перспективный рынок
Как рассказал РБК руководитель сервиса E-Traffic Евгений Устюгов, доля автобусных перевозок в России составляет 75% от всех. «Это очень большой и сложный рынок, его автоматизация идет медленно, программное обеспечение для него построить непросто», — говорит он. По его мнению, сервис «Яндекса» сделает процесс покупки автобусных билетов более удобным и простым для пользователя и в итоге повысит популярность этого вида транспортного сообщения. «Чем удобнее будет заказывать билеты онлайн, тем больше будет и перевозок. Следовательно, сами автовокзалы, которые достаточно консервативны в этом вопросе, станут более открытыми и начнут активнее внедрять современную инфраструктуру для автоматизации своих процессов и выхода в онлайн», — подытожил Устюгов.
Такого же мнения придерживается основатель Busfor Илья Екушевский. «Автобусные перевозки — единственный популярный вид пассажирского транспорта, где проникновение интернет-технологий находится в зачаточном состоянии. То, что на этот рынок пришел «Яндекс», лишний раз подтверждает, что у этого направления огромный потенциал», — говорит он. По данным Busfor, за 2016 год в России было перевезено 280 млн пассажиров, что на 1,5% больше показателя 2015 года.
Екушевский отметил, что появление подобных сервисов особенно оправданно в преддверии чемпионата мира по футболу, который должен состояться в России в 2018 году. «Сейчас покупка билетов на автобусы туристами из других стран крайне затруднена, так как обслуживание в кассах автовокзалов не осуществляется на иностранных языках, нет возможности удаленно ознакомиться с расписанием рейсов. Очевидно, что интернет-сервисы по продаже автобусных билетов смогут быстрее ответить на подобные вызовы», — рассуждает он.
Антон Иншутин, управляющий партнер фонда InVenturePartners (один из инвесторов Busfor), считает, что для того, чтобы быть успешным на рынке автобусных перевозок, недостаточно иметь хороший track record в потребительских сервисах, нужно также уметь работать на рынке B2B — с перевозчиками, автостанциями, агентами и партнерами. По мнению Иншутина, «Яндекс» сможет сгенерировать трафик, но он не до конца уверен, что компания будет успешной в работе с партнерами. Эксперт подчеркивает, что, в отличие от таксопарков и диспетчерских, с которыми поисковик запустил успешный проект «Яндекс.Такси», рынок междугородных и международных автобусных перевозок значительно менее автоматизирован. У многих автобусных станций и перевозчиков отсутствуют автоматизированные системы хранения билетного инвентаря или нет программного интерфейса (API), по которому «Яндекс» мог бы этот билетный инвентарь у них «забирать».