Министры вне подозрений
Проверка министра
Генпрокуратура не будет проверять возможный конфликт интересов в ситуации с министром Михаилом Менем, вошедшим в генсовет «Единой России» на партийном съезде в январе. Это следует из ответа надзорного ведомства на запрос «Трансперенси Интернешнл — Россия» (ТИР). Гендиректор ТИР Антон Поминов обращал внимание ведомства на то, что согласно федеральному закону № 273 «О противодействии коррупции» министру как лицу, замещающему государственную должность, запрещается управлять хозяйствующим субъектом.
«В силу статьи 1 Федерального закона от 25.12.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры не возложен надзор за исполнением законов правительством Российской Федерации и его должностными лицами», — говорится в ответе за подписью помощника генпрокурора Валерия Волкова.
В первой статье закона о надзорном ведомстве сообщается, что «прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти <...>». Правительство России включено в состав федеральных органов исполнительной власти на официальном сервере органов государственной власти.
В обязанности Генпрокуратуры входит надзор за деятельностью кабинета министров, подтвердил РБК адвокат бюро «Адвокат ПРО» и бывший сотрудник прокуратуры Александр Михайлов. «Здесь есть небольшая игра слов, но на самом деле Генпрокуратура, конечно, должна следить за деятельностью и министерств, и их представителей. Думаю, Генпрокуратура просто пользуется расплывчатостью формулировок закона от 1992 года (в котором говорится о надзоре за органами исполнительной власти, а не за ее представителями. — РБК)», — рассуждает собеседник РБК.
Вопрос конфликта интересов
Отвечая на вопрос Transparency о конфликте интересов вокруг вхождения Меня в генсовет партии власти, помощник генпрокурора напомнил, что, хотя закон запрещает госслужащим управлять хозяйствующими субъектами, четкого определения хозсубъектов в антикоррупционном законодательстве нет.
«Проявление коррупции подразумевает наличие материальной выгоды <...> для себя или третьих лиц с использованием должностного положения <...> вопреки интересам общества и государства», — заявил он. Это запрет, по мнению Волкова, следует рассматривать «во взаимосвязи с понятием коррупции».
Главный юрист ТИР Дмитрий Утукин назвал ответ помощника генпрокурора «странным», так как, по его словам, в ситуации с назначением Меня речь идет не о коррупционной составляющей, а об установленном законом запрете. Именно поэтому, уверен эксперт, президент Владимир Путин 15 декабря внес в Думу законопроект об изменениях в антикоррупционное законодательство. Один из пунктов документа предусматривает поправки в действующий закон «О противодействии коррупции», по которым чиновникам вновь разрешат управлять политическими партиями.
«Можем лишь предположить, что господин помощник генерального прокурора считает, что инициатива президента излишняя, закон не нарушен, а чиновники и так могут управлять некоторыми хозяйствующими субъектами на безвозмездной основе», — заявил Утукин.
С ним не согласился пресс-секретарь Меня Олег Ракитов, который в комментарии РБК сообщил, что в избрании министра в генсовет «Единой России» нет нарушений потому, что перед включением Михаила Меня в список кандидатов в члены генсовета партии были проведены все консультации с юристами. «Данная должность — не коммерческая или предпринимательская деятельность, партия по закону «О защите конкуренции» не относится к хозяйствующему субъекту. Кроме того, в законе «О противодействие коррупции» есть также пункт, что лицам, замещающим госдолжности, позволено участвовать в управлении в том числе хозяйствующими субъектами, если есть соответствующее поручение. Как раз по нему многие чиновники входят в наблюдательные советы различных госкорпораций и акционерных обществ с госучастием».
О возможном назначении министра Меня в генсовет «Единой России» РБК узнал 20 января. Тогда источник, близкий к администрации президента, рассказал, что Меня предложили ввести в руководство партии, из-за того что Минстрой должен стать «основным оператором» проектов партии — «Городской среды» и «Парков малых городов», направленных на благоустройство городских территорий. По мнению собеседника РБК, включение министра в руководящий орган партии призвано было благотворно повлиять на эффективность этих проектов.
Информация о назначении Меня подтвердилась в ходе съезда единороссов 22 января. Тогда, комментируя свое выдвижение, министр заявил, что закон не запрещает госслужащим «принимать участие в подобного рода органах управления различных организаций», и напомнил, что сам входит в состав наблюдательного совета Агентства ипотечного жилищного кредитования.