Статистика недооценивает экономику
Росстат, возможно, недооценивает потребительскую активность россиян — основной показатель, который дает представление о динамике экономики в целом. Такое мнение высказал в пятницу департамент исследований и прогнозирования Центробанка. Как следствие, ВВП России на самом деле может быть выше, чем оценивается Росстатом сейчас, указал ЦБ в свежем выпуске обзора «О чем говорят тренды» (.pdf).
Причина занижения розничного товарооборота — «методологические особенности», считают аналитики ЦБ. В качестве примера такой проблемы в обзоре приводится ситуация с динамикой потребления во втором полугодии 2016 года. По данным Росстата, продажи продуктов питания в годовом выражении снижались быстрее, чем продажи непродовольственных товаров. Но это нелогично, объясняет ЦБ, ведь при падении доходов и росте неопределенности, которые наблюдаются в российской экономике, граждане в первую очередь ограничивают себя не в товарах первой необходимости, а как раз в непродовольственных товарах, в частности длительного пользования.
Потребительская активность в России снижается уже два года — по итогам 2016 года падение, по официальным данным, составило 5,2%. «Динамика общего объема розничного товарооборота не очень хорошо соотносится с данными по продажам отдельных категорий товаров», — отмечает ЦБ. Регулятор рассчитал собственный индекс для оценки розничных продаж, сравнил его с индексом физического объема оборота розничной торговли Росстата и заметил, что расхождение «особенно велико в 2016 году, что может говорить о переоценке глубины падения общего оборота розничной торговли». Впрочем, отмечает ЦБ, Росстат еще пересмотрит эти данные.
Росстат оценивает динамику общего розничного оборота с помощью дефлятора для корректировки номинального оборота. При этом в качестве дополнительной оценки для некоторых товаров ведомство использует балансовый метод (он учитывает объемы экспорта и импорта, изменение запасов продукции, а также производство и промежуточное потребление). Но если посчитать балансовым методом общую динамику, то получится, что она на 2% выше динамики Росстата, отмечает ЦБ. Причиной занижения данных может быть завышенность дефлятора, считает регулятор.
Дело в том, что Росстат при расчете дефлятора, указывает ЦБ, не учитывает акции, которые длятся меньше недели, в то время как торговые сети зачастую «устанавливают более короткие периоды скидок по промоакциям, к которым относятся, например, акции выходного дня, а также постоянно меняют ассортимент продукции, реализуемой по сниженной цене». Ведомство обходит вниманием и системы накопительных скидок. Однако, по данным исследовательского холдинга «Ромир» на сентябрь прошлого года, на которые ориентируется ЦБ, 19% покупателей приобретают более половины товаров по акциям, а доля товаров повседневного спроса по акциям в продажах ретейлеров составляет 35%.
Другая проблема в том, что дефлятор не учитывает изменение ассортимента или предпочтений потребителей: список товаров, которые специалисты Росстата отбирают для мониторинга, в течение года не меняется, хотя граждане могут переключиться на более дешевые бренды. В таком случае расчеты через дефлятор могут показать более скромную динамику.
Потребительская активность внесла «наибольший негативный вклад» в динамику экономики, отмечает ЦБ. Таким образом, недооценка розничных продаж может приводить и к недооценке всего ВВП. При этом Росстат уже оценил динамику экономики в 2016 году лучше прогнозов: Минэкономразвития ожидало падение на 0,6%, но Росстат дал оценку в 0,2% (это, указывает ЦБ, во многом произошло за счет улучшения данных по валовому накоплению основного капитала). Регулятор также улучшил свой прогноз по экономике. Если раньше он ждал в первом квартале текущего года рост ВВП на 0,2–0,3% к предыдущему кварталу и на 0,5% во втором квартале, то теперь улучшил оценку до 0,4 и 0,5–0,6% соответственно.