Хранить нельзя передавать
Лицензионный видеоконтент составляет почти 40% всех данных, передаваемых пользователями в интернете, и его хранение, предписываемое «законом Яровой», может нарушать права правообладателей. Об этом в письме на имя главы Минкомсвязи Николая Никифорова сообщили представители Объединения альтернативных операторов связи, в которое входят небольшие российские компании, в частности «Комфортел», «Стайл-Ком», «Скайнет».
Письмо, датированное 26 января 2017 года, размещено на портале regulation.gov.ru в рамках общественного обсуждения нормативно-правовых актов, необходимых для реализации «закона Яровой». По версии объединения, «хранение таких данных создает риски оператору связи быть привлеченным за незаконное использование объектов авторского права». Авторы письма напоминают, что согласно ст. 1270 Гражданского кодекса к использованию произведения относится среди прочего его запись на электронном носителе, в том числе в память ЭВМ.
Представитель Минкомсвязи отказался комментировать это письмо, однако источник РБК, близкий к министерству, подтвердил, что в ведомстве знают о проблемах, изложенных в отзывах, и думают над тем, как их решить.
«С формальной точки зрения операторы связи, храня объекты интеллектуальной собственности в составе сообщений, осуществляют их использование, что требует получения согласия правообладателя», — сообщила РБК советник юридической фирмы Dentons Татьяна Никифорова. Она сомневается, что идея требовать от операторов заключения лицензионных договоров на хранение видеоконтента жизнеспособна. «Скорее всего, потребуются точечные корректировки Гражданского кодекса, чтобы эту ситуацию адаптировать к новым требованиям, вытекающим из «закона Яровой», — считает юрист.
Что такое «закон Яровой»
Принятый летом 2016 года антитеррористический пакет законов, который получил неофициальное название «закон Яровой» (по фамилии одного из его авторов — депутата Госдумы Ирины Яровой), в том числе предписывает операторам связи и организаторам распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся сервисы электронной почты, мессенджеры, форумы и другие сервисы, позволяющие обмениваться сообщениями через интернет) до полугода хранить записи звонков, содержание сообщений и другой коммуникации абонентов. Конкретные сроки и объем того, что следует хранить, должно определить правительство.
Порядковый компромисс
При этом продолжается активное обсуждение объемов и сроков хранения контента в соответствии с «законом Яровой». В середине января замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил, что министерству удалось достичь принципиальной договоренности с правоохранительными органами о сокращении объема хранимого трафика. Речь идет об уменьшении примерно в десять раз — за счет, в частности, контента интернет-видео, торрентов, IPTV, отмечал замминистра.
Согласно опубликованным в конце декабря 2016 года на портале regulation.gov.ru проектам нескольких нормативно-правовых актов Минкомсвязи, ОРИ и операторы местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи должны будут до полугода хранить записи звонков и содержание другой коммуникации своих клиентов. Для операторов, оказывающих «иные услуги связи», например сотовых компаний и интернет-провайдеров, указывался не срок, а объем хранимой информации. При его расчете Минкомсвязи предлагало исходить из пропускной способности эксплуатируемого узла связи. Позже представитель Минкомсвязи объяснил, что опубликованные на regulation.gov.ru документы готовились до того, как министерство договорилось о сокращении объема хранимой информации, и они будут изменены.
Никифорова указывает, что инициатива Минкомсвязи по изъятию видеоконтента из объема хранимой информации не снимает всех рисков привлечения операторов к ответственности, поскольку к объектам интеллектуальной собственности относятся не только аудиовизуальные произведения, но и любые литературные, музыкальные произведения, фотографии и другие объекты, которые абоненты могут пересылать друг другу, а операторы должны будут хранить.
Большой секрет для маленькой компании
Объединение альтернативных операторов связи в письме также обращает внимание на то, что отдельные виды информации, передаваемой по сетям связи, имеют особый статус и специальные требования к их хранению сторонними организациями, например гостайна, медицинская информация. Авторы письма попросили министра связи определить типы таких сообщений, чтобы избежать создания дополнительных рисков владельцам такой информации и операторам.
О проблемах с хранением информации, передаваемой по построенным для корпоративных клиентов сетям, написал в своем отзыве и директор департамента по работе с госструктурами компании «Престиж-Интернет» (бренд «Энфорта») Алексей Рокотян. Он указал, что такие каналы являются частью инфраструктуры заказчика, к функционированию которой оператор чаще всего может не иметь прямого отношения, и ему будет трудно выделить сообщения, передаваемые по таким сетям, а идентифицировать их отправителей и получателей и вовсе невозможно. Кроме того, Рокотян указывал на неопределенность в отношении хранения сообщений пользователей, переданных и полученных ими в роуминге: оператор не сможет технически обеспечить получение и хранение полного объема содержания коммуникации пользователя и данных о ней.
Как заявил Рокотян РБК, при реализации закона придется учитывать тот факт, что по корпоративным сетям может передаваться достаточно чувствительная информация клиентов, в том числе госструктур и военных. «Оператор не может знать характер информации, которая передается по таким каналам. Запись такой информации создает угрозу ее утечки», — отметил он, уточнив, что «защита всего записанного трафика как секретной информации увеличит и так неподъемную стоимость хранения».
Рокотян поддерживает предложение Минкомсвязи по сокращению объема хранимой информации и отмечает, что целесообразно также отказаться от хранения трафика онлайн-кинотеатров и онлайн-библиотек, порталов, торгующих программным обеспечением, и других подобных ресурсов. «С точки зрения здравого смысла правильно было бы хранить только информацию о запросах к данным ресурсам», — заключил Алексей Рокотян.