Пути долгого хранения
Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров («Руспродсоюз», объединяет более 400 компаний) считает необходимым смягчить правила перевозки консервации железнодорожным транспортом. С такой просьбой «Руспродсоюз» обратился к первому заместителю министра сельского хозяйства Джамбулату Хатуову (копия письма есть в распоряжении РБК).
«На сегодняшний день российские предприятия фактически лишены возможности осуществлять грузовые перевозки консервированной продукции крытыми вагонами и контейнерами по железным дорогам», — говорится в письме. Дело в том, что, согласно приказу Министерства путей сообщения от 18 июня 2003 года, вся мясная, рыбная, овощная, грибная консервированная продукция независимо от сроков и требований к условиям хранения относится к категории скоропортящихся грузов и подпадает под ряд ограничений, которые производители считают несправедливыми и приводящими к недобросовестной конкуренции. Авторы письма подчеркивают, что, согласно пункту 1.4 того же приказа, импортную продукцию можно перевозить по всей стране в любое время года. «Данная, ничем не обоснованная практика носит признаки дискриминации в отношении российских производителей», — считают в ассоциации.
Представитель «Руспродсоюза» подтвердил РБК подлинность письма. По его словам, сейчас правила перевозки не допускают транспортировки консервов в крытых вагонах больше 10 дней, а с июня по август и вовсе действует запрет. Эти нормативы вместе с факторами времени погрузки и скорости движения составов делают невозможной транспортировку консервов до места назначения, жалуются производители. В итоге российские компании вынуждены прибегать к автоперевозкам, стоимость которых может быть до трех раз выше, чем услуги железнодорожного транспорта.
Согласно приведенному расчету стоимость перевозки тонны продукции крытым вагоном из Москвы в Екатеринбург составляет 1,6 тыс. руб., а тариф на перевозку автотранспортом с тентом — 4,6 тыс. руб. за 1 т. Все это «существенно увеличивает расходы на логистику и повышает конечную цену отечественных консервов», подчеркивают в ассоциации.
«Руспродсоюз» в письме предлагает Минсельхозу несколько вариантов разрешения ситуации с поставками консервов. Один из них — исключить консервированную продукцию со сроком хранения более 90 суток из перечня скоропортящихся продуктов. Другие варианты — вернуть разрешение на перевозку скоропортящихся грузов в железнодорожных контейнерах или увеличить «окно» для перевозки до 30 суток.
Неравные условия
Изменение правил перевозки позволит снизить себестоимость консервированной продукции, отмечают опрошенные РБК производители. Особое недовольство у них вызывает факт запрета на перевозки консервов с помощью железной дороги в летний период.
«Если при производстве консервированных овощей соблюдены все технологии, то высокая температура не повлияет на их свойства при транспортировке. Консервы могут ехать из Индии через экватор в морских контейнерах и при этом не могут перевозиться летом по России», — недоумевает президент ГК Ruspole Brands (бренд «Дядя Ваня») Тигран Телунц. По его словам, действующие правила перевозок сегодня «безнадежно устарели». РЖД запрещает перевозку продукции в железнодорожных контейнерах и крытых вагонах и предлагает безальтернативную услугу перевозки в рефрижераторных вагонах, стоимость которых очень высока, констатирует Телунц.
Стремясь сэкономить, около 35–40% клиентов уже вынужденно нарушают правила перевозки и везут свой товар контейнерами, говорит генеральный директор ООО «ТПП Вкусные Консервы» («БВК-групп») Игорь Бондарев. По его оценкам, логистическая составляющая в стоимости консервов составляет от 6–7% при отправке по европейской части Роcсии до 10% при отправке на Урал и Дальний Восток и до 13% — в Крым. «Условия хранения основной массы консервов — до +25 градусов. И они выдержат даже более высокую температуру, ведь в автомобилях они доезжают», — добавляет Бондарев.
С данным мнением согласен и руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. Подходы к условиям транспортировки аналогичной российской и импортной продукции должны быть одинаковы, заявил он РБК.
В пресс-службе Минсельхоза заявили РБК, что поддерживают просьбу ассоциации «Руспродсоюз» и производителей плодоовощных консервов уравнять условия перевозок отечественной и зарубежной продукции. Между тем министерство ссылается на позицию Минтранса России. Последний считает, что для решения вопроса о снятии ограничений по перевозкам консервов в летний период нужно ознакомиться с протоколами испытаний, проведенными аккредитованной организацией. Производители должны обеспечить заявленные условия хранения и сроки годности продукции при температуре наружного воздуха и внутри крытого вагона или контейнера до +60 градусов. Кроме этого соответствующее качество консервов должен подтвердить Роспотребнадзор, подчеркнул представитель Минсельхоза.