Поставщики скидок
Сайты-купонаторы, торгующие скидками на товары и услуги от компаний-партнеров, начали появляться в России еще в 2010 году на волне успеха американского купонного стартапа Groupon — его основатель Энди Мейсон заработал первый миллиард долларов спустя два года после запуска компании. Купонаторы собирают тысячи скидочных предложений от самых разных поставщиков услуг — от продуктовых магазинов до туристических агентств, а затем продают их своим пользователям. Посетитель такого сайта может выбрать интересующее предложение, оплатить купон банковской картой, распечатать его на принтере и предъявить продавцу товара или услуги для получения скидки. Ее размер зачастую составляет 50–90%.
По данным отраслевого исследования Coupon Intelligence Report, проведенного маркетинговой компанией Valassis в начале 2017 года, до 90% американцев пользуются купонными сервисами. При этом среди представителей поколения миллениалов (те, кто родился в 1982–1998 годы) доля покупателей скидочных купонов составляет 94%, среди поколения X (родившиеся в 1965–1981 годах) — 90%. Аналогичных данных по России пока нет, однако за последние несколько лет количество сервисов-купонаторов в стране сократилось вдвое. Если в 2013–2014 годы на российском рынке было представлено около 140 скидочных сервисов, то сейчас их не больше 70. Представители рынка, опрошенные РБК, связывают это с чрезмерным ростом индустрии скидок в предыдущие годы: объем скидочных предложений намного превысил спрос среди россиян. Основными игроками в этой отрасли они считают компании Biglion, Boombate, «КупиКупон» «Выгода», Frendi, Cupon Land и Glavskidka.ru. При этом, по данным СПАРК, наибольшую чистую прибыль в ряду этих компаний показывает Biglion — в 2015 году он заработал 48,24 млн руб. (данных за 2016 год еще нет). Сервис «КупиКупон» в 2016 году зафиксировал чистую прибыль 32,2 млн руб., а Boombate — 3,66 млн руб.
Что предлагают купонаторы
На сайтах Biglion и «Выгода» доступны скидки на питание в ресторанах, стоматологию, интернет-магазины, салоны красоты и образовательные курсы в диапазоне 30–90%, на платформе «Выгода» — до 97%. Стоимость купонов варьируется от сотни до нескольких тысяч рублей. Сервис Boombate предоставляет скидки в аналогичных категориях в размере от 30 до 50%, однако в отличие от конкурентов купоны у него бесплатные. В свою очередь, купонатор Glavskidka.ru предлагает и платные, и бесплатные купоны на скидки до 100%, а на его сайте представлены не только салоны красоты, рестораны и отели, но и такие крупные бренды, как Альфа-банк, банк «Открытие», ювелирная компания «Адамас», Apteka.ru, парфюмерный магазин «Иль Де Ботэ».
Пользователю, правда, не стоит обольщаться слишком высокими скидками или бесплатными купонами на них. По словам основателя купонного сервиса Woodkarta Алексея Кушнирюка, на рынке работает множество компаний, ориентированных на продажу своих товаров и услуг через скидочные порталы. Они изначально завышают цены на сайтах-купонаторах, но при этом предлагают большие скидки (до 90%) в обмен на купон. Такие компании, как правило, размещают свои скидочные акции одновременно на нескольких купонаторах, привлекая таким образом хороший трафик и зарабатывая деньги за счет большого количества продаж.
Традиционная схема работы купонаторов, согласно которой пользователь оплачивает на сайте купон, дающий скидку от 50%, также содержит подводные камни. Финансовые эксперты, опрошенные РБК, отмечают, что реальная экономия всегда будет меньше заявленной, поскольку часть скидки пользователь купона уже оплатил. Кроме того, важные условия скидочных акций нередко прописываются мелким шрифтом, что приводит к конфузу во время обмена купона на товар. Например, выясняется, что скидка действует не во всех магазинах из сети, или под акцию в ресторане может не попасть алкоголь. «К сожалению, многие купонные сервисы дискредитировали идею экономии, используя нечестные, а возможно, и мошеннические приемы», — сетует независимый финансовый советник, доцент Финансового университета Саида Сулейманова
Стоит ли пользоваться
Отказываться от экономии с помощью купонов, впрочем, не стоит: грамотный подход к выбору скидочной акции действительно может принести покупателю ощутимую выгоду, считает Сулейманова. Она рекомендует внимательно изучать описание скидочной акции, чтобы убедиться в отсутствии «скрытых условий». По словам эксперта, наименее рискованный способ применения купонаторов — покупать скидки на новые продукты, которые недавно вышли на рынок. Компания размещает такие предложения в рамках маркетинговых акций, рассчитывая на рекламный эффект от них, а вовсе не на получение быстрых денег. Если же это повторяющаяся акция, нужно понимать, что компания будет каким-либо способом компенсировать «выпадающие» доходы. Это касается и обычных распродаж, и традиционных акций наподобие «черной пятницы», подчеркивает эксперт.
Генеральный директор компании «Персональный советник» Наталья Смирнова признается, что сама нередко пользуется услугами купонаторов. «Если речь идет о заведомо дорогой косметической процедуре в проверенном медицинском учреждении, то скидку на такую услугу приобрести через купонатор стоит», — убеждена финансовый консультант. По ее мнению, одна из основных опасностей, связанных с купонаторами, — это развитие зависимости от скидочных акций.
«Я знаю многих людей, которые тратят деньги на купоны, приобретая то, что им совсем не нужно. Купонаторы активно промотируют скидки, высылают клиентам по 100 новых предложений в день, используют опцию «Возьми сейчас». Совершая импульсивные покупки, люди не экономят, а тратят в разы больше», — объясняет Смирнова. Еще минусом купонаторов эксперт считает ограниченное предложение на этом рынке. Купить машину или квартиру по купону нельзя, потому что в этом случае речь идет о продукте с заведомо высокой себестоимостью. «Если себестоимость товара или услуги невысока, то стоит узнать о продукте, а также постараться проверить, как действует фирма. Если основной поток клиентов проходит через купонаторы, то, скорее всего, цены на этот продукт завышены и смысла в такой покупке нет», — говорит эксперт.
Основатель сервиса Boombate Максим Кондратюкин, впрочем, считает, что, несмотря на все минусы, выделенные экспертами, самый удобный вариант для потребителя — это воспользоваться бесплатным купоном. «Во-первых, нет необходимости платить вперед, во-вторых, если сервис показался плохим, можно покинуть заведение, не потратив ни рубля, и, наконец, нет дополнительных транзакций», — резюмирует предприниматель.