Село вне доступа
Проект поправок в закон «О связи», подготовленный министерством, опубликован на regulation.gov.ru. В частности, министерство предложило сохранить обязательные таксофоны с возможностью бесплатного доступа к экстренным оперативным службам только в населенных пунктах с численностью менее 10 тыс. человек. Сейчас по закону они должны быть везде.
Кроме того, предлагается отказаться от требования устанавливать не менее одной точки доступа в интернет в населенных пунктах с числом жителей от 250 до 500 человек. Вместо этого министерство хочет возложить на себя обязанность определять перечень поселений, в которых должно быть установлено не менее одного средства коллективного доступа к интернету. Публичное обсуждение проекта продлится до 4 мая.
В стране насчитывается 935 населенных пунктов с числом жителей более 10 тыс. человек, говорит гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. Если инициатива будет одобрена, это количество поселений «выпадет» из суммы, выделяемой на оказание универсальных услуг связи, к которым относятся пункты коллективного доступа к интернету и таксофоны. Эти услуги финансируются из резерва универсального обслуживания — фонда, куда каждый российский оператор отчисляет 1,2% выручки от услуг связи.
Как рассказал РБК представитель Россвязи Владимир Калинин, по их оценке, за счет сокращения числа точек удастся экономить от 1,5 млрд руб. в год. Например, в Москве установлено 128 пунктов коллективного доступа и 638 таксофонов, а в Санкт-Петербурге — 110 пунктов и 399 таксофонов. Их поддержание обходится фонду в 19 млн руб. ежегодно, оценил Калинин. Всего на 2016 год в России насчитывалось 21 тыс. пунктов коллективного доступа в интернет и 147 тыс. таксофонов.
Цифровое неравенство
С 2014 года единственным оператором универсальных услуг стал «Ростелеком». Перед компанией поставлена задача устранения «цифрового неравенства». Госоператор связи должен построить 200 тыс. км волоконно-оптических линий связи и организовать 14 тыс. точек доступа в интернет в деревнях и селах размером 250–500 жителей. Однако оператор столкнулся с существенным недофинансированием универсальных услуг в 2016 году. Вместо 14,8 млрд руб. в бюджете на эти цели было заложено всего 8,9 млрд руб.
В конце 2016 года был принят трехлетний федеральный бюджет, в котором на финансовое обеспечение универсальных услуг в 2017 году было запланировано 11,9 млрд руб., в 2018 году — 12,4 млрд руб., в 2019 году — 13,7 млрд руб., напомнил представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. Он считает, что ситуация с финансированием улучшится, но все же сумма будет меньше изначально заявленных цифр: 163 млрд руб. на 10 лет, или 16,3 млрд руб. в среднем в год. Предложения Минкомсвязи Костарев не прокомментировал, сославшись на то, что в компании пока анализируют документ.
Из-за недофинансирования универсальных услуг осенью 2016 года глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил, что почти все пункты коллективного доступа в интернет будут закрыты до конца года. Речь шла о населенных пунктах, в которых проживает от 500 человек. Как уточнил представитель «Ростелекома», на данный момент эти пункты закрыты.
Спрос на коллективный доступ в интернет
Гендиректор аналитической компании «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов отметил, что на протяжении последних пяти лет популярность пунктов коллективного доступа в интернет неуклонно снижалась из-за роста охвата мобильной связью сельской местности. «Совокупный трафик, проходящий через пункты доступа, упал за пять лет на порядок: в 2015 году он составил всего 600 Гб. Для сравнения: столько в среднем за год потребляет один пользователь фиксированного широкополосного доступа в интернет или полтора десятка пользователей мобильного интернета. Через один пункт коллективного доступа проходит около 30 Мб в год», — говорит Анкилов.
При этом решением проблемы устранения «цифрового неравенства» в России занимается не только «Ростелеком», но и частные операторы. В 2013 году Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ; занимается распределением частот в стране) приняла решение, по которому при выделении новых полос частот или продлении срока на ранее оформленные оператор получает дополнительные требования по охвату населенных пунктов с числом жителей от 1 тыс. до 10 тыс. человек в зависимости от диапазона частот. Например, при продлении или получении новых частот в диапазоне 1800 МГц, в котором работает связь в стандарте GSM (2G) и LTE (4G), оператор получает требование охватить своими сетями все населенные пункты с числом жителей более 2 тыс. человек. В решении ГКРЧ также указывался график, в соответствии с которым оператор должен обеспечить сигнал в небольших населенных пунктах. Так, 99,9% таких поселений должны быть охвачены в течение семи лет.