Сообразили на двоих
Компания «Кристалл-Лефортово» теперь продает продукцию «Статус-групп», включая водку под марками «Путинка» и «Московская», рассказал РБК представитель одной из московских розничных сетей. «Компании работают консолидированным ассортиментным портфелем начиная с первого квартала 2017 года на основании взаимовыгодного отраслевого сотрудничества», — подтвердила РБК директор по маркетингу ГК «Кристалл-Лефортово» Алла Постнова.
Консолидация продаж «Статус-групп» и «Кристалл-Лефортово» делает объединенного игрока крупнейшим продавцом водки в России, свидетельствуют данные розничных сетей на основе аналитики компании Nielsen. По данным мониторинга розницы за декабрь 2016 — январь 2017 года, продажи основного портфеля брендов «Статус-групп» составляли порядка 10% водочного рынка, «Кристалл-Лефортово» — более 7%. У лидировавшей «Синергии» доля составляла чуть более 10%. В портфеле «Статус-групп» продукция под марками «Путинка», «Столичная», «Высота», «Зимняя дорога», «Сибирская» и др. «Кристалл-Лефортово» производит и продает водку под марками «Эталон», «Праздничная», «Старая Москва» и др. Всего в России в 2016 году было продано 96,6 млн дал водки, или 38,9% от всего реализованного алкоголя.
Как сообщила Постнова, «Кристалл-Лефортово» теперь также занимается производством водки под марками, которые принадлежат «Статус-групп». О каких именно брендах и каком объеме производства идет речь, она не уточнила. Согласно данным Роспатента, в феврале—марте 2017 года «Статус-групп» подписала с «Кристалл-Лефортово» договор сублицензии на свои марки, в частности на водочные бренды «Добрый медведь», «Путинка Вездеход» и «Высота».
«Обе компании были монстрами на рынке, — подтверждает Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя. — В результате этого объединения создан крупнейший оператор, огромный производственно-дистрибьюторский холдинг». По мнению эксперта, объединение даст определенный синергетический эффект: ГК «Кристалл-Лефортово» будет проще на рынке — она получила бренды «Статус-групп» и дистрибьюторские возможности компании, которые он называет «самой серьезной системой» в России.
«Путинка» сменила портфель и владельца
Одна из самых известных марок в портфеле «Статус-групп» — водка «Путинка», появившаяся на рынке еще в 2003 году. Владелец бренда — компания «Реал-Истейт», аффилированная с акционерами СМП Банка Аркадия и Бориса Ротенбергов, но официальный представитель бизнесменов их связь с алкогольным брендом опровергает. В 2014 году лицензиатом марки стала компания «Алкомир», а с 2016-го ее начала продавать «Статус-групп». Обе компании могут иметь общего бенефициара — источники РБК на алкогольном рынке неоднократно говорили о том, что контроль над компаниями получили структуры миллиардера Василия Анисимова, владельца корпорации Coalco и в прошлом партнера Алишера Усманова по «Металлоинвесту».
По данным «СПАРК-Интерфакс», 16 февраля 2017 года, компания «Алкомир» сменила владельца: им стал Богдан Клим, совладелец ГК «Кристалл-Лефортово». Тогда же сменился и юридический адрес «Алкомира»: компания «переехала» на улицу Амурская, 7, где расположен один из складов «Кристалл-Лефортово». На следующий день после смены владельца «Алкомир» подписал сублицензионный договор с ГК «Кристалл-Лефортово». Но, как утверждает Постнова, «в 2017 году Клим не имеет отношения к структуре «Кристалл-Лефортово». Связаться с ним на момент публикации не удалось.
До перехода в портфель «Статус-групп» «Путинка» стабильно входила в топ-5 самых продаваемых водок в России. Но в 2015 году она уже не попала даже в топ-10. Эксперты и участники рынка связывали это с экспансией дешевой кабардинской водки самой «Статус-групп», которая продавала большие объемы продукции под малоизвестными брендами («Добрый медведь», «Калина красная» и т.д.) и по минимально разрешенной розничной цене — 185 руб. за 0,5 л. Доля водок «Статус-групп» в объемах продаж водки в России к концу 2015 года достигла 18,4%, в торговых сетях на нее приходилось 23%.
Проведенные в конце 2015 года правоохранительными органами проверки выявили, что заводы в Кабардино-Балкарии, разливавшие водку по заказу «Статус-групп», уклонялись от уплаты акциза, не заплатив совокупно в бюджеты всех уровней более 23 млрд руб. К самой «Статус-групп» претензий не было — формально дистрибьютор не был причастен к махинациям партнеров. В начале 2016 года продажи компании серьезно просели, и «Статус-групп» искала новые площадки для розлива и торговала остатками. Однако уже в апреле—мае прошлого года продажи компании начали восстанавливаться. Как рассказывал РБК экс-гендиректор «Статус-групп» Сергей Попов, дистрибьютору удалось заключить договоры с десятью ликеро-водочными заводами в разных регионах России. После перехода «Путинки» в портфель «Статус-групп» — компании, фактически уронившей продажи важного водочного бренда, владельцы решили вновь поднимать их до прежних высот.
«На самом деле слияние портфелей — это очень логичный ход для «Статус-групп», — рассказывает РБК бывший владелец нескольких крупных алкогольных компаний. — После ликвидации «кабардинской схемы» «Статусу» стало сложно работать: они ведь раньше просто заливали сети дешевой водкой, и главным инструментом продвижения продукции была низкая цена».
По словам собеседника РБК, «Статус-групп», столкнувшись с проблемами на конкурентном рынке, была вынуждена искать партнера среди больших игроков с федеральной дистрибуцией. «Кристалл-Лефортово» подходил им больше остальных, в том числе и потому, что обе компании исторически были связаны с московским заводом «Кристалл», — считает он. — «Кристалл-Лефортово» разливал свою продукцию на московском заводе до покупки собственного производства. Там же исторически разливалась водка «Путинка».
При участии Светланы Бурмистровой