«Чем больше денег, тем лучше»
Госуправление должно меняться, приватизацию надо наращивать, а «голландские болячки» оставлять в прошлом, потому что экономика России, несмотря на снижение нефтяных цен, по-прежнему зависит от экспорта углеводородов. Такие идеи высказывали высокопоставленные чиновники и эксперты, принявшие участие в Апрельской конференции Высшей школы экономики (ВШЭ).
Чрезвычайная зависимость
Россия «чрезвычайно» зависит от нефтяных цен — даже после их снижения модель отечественной экономики не поменялась, рассказывал на первой сессии конференции 11 апреля председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. С ним поспорил глава Минфина Антон Силуанов — из данных платежного баланса видно, что зависимость уже не настолько высока (экспорт нефти и нефтепродуктов в 2016 году составил $120 млрд — 42,5% от общего товарного экспорта России, следует из данных ЦБ). Но от «голландских болячек» избавляться надо, вернулся министр к вопросу уже на вечерней сессии.
«Все кризисы, которые у нас были, происходили не из-за бюджета, а из-за того, что мы во многом пользовались благоприятной конъюнктурой, хорошими внешними условиями в одни периоды, расслаблялись. А потом, при ухудшении условий, вдруг осознавали, что вели политику неправильно», — заявил Силуанов.
Одна из важнейших проблем — качество госуправления, которое мешает развитию экономики. Число полномочий государственных органов выросло вдвое за 13 лет, этот процесс не останавливается, описывал Кудрин. Получается замкнутый круг: политика государства приводит к неэффективности, из-за которой оно опять хватается за новые полномочия, что ведет к торможению производительности. Но управленческие технологии должны меняться не только и не столько в государстве, сколько в частном секторе, поменял акцент министр экономического развития Максим Орешкин: «Во многих компаниях видно, что есть потенциал куда расти по сравнению с лучшими иностранными аналогами. Государство здесь через свою экономическую политику должно создавать условия, чтобы лучшие практики тиражировались и способствовали экономическому росту». Госсектор должен быть «адекватным, компактным и мобильным», добавил Силуанов.
Конкуренция программ или сосуществование?
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова подчеркнула, что о существующих проблемах много говорится, но при этом не ставятся конкретные цели и не прорабатываются механизмы их достижения. В прошлые годы экономические стратегии исполнялись максимум на 40%, оценил Кудрин. Сейчас разрабатываются два программных документа — от ЦСР и Минэкономразвития, и не очень понятно, как они будут взаимодействовать между собой, кому будет отдан приоритет, рассуждал на конференции ВШЭ глава РСПП Александр Шохин. «Может быть, они выполняют разные функции: одна программа для правительства, другая является основой избирательной программы кандидата в президенты. Имя называть не будем, все догадываются кто», — отметил Шохин. РСПП предложил президенту ускорить принятие той или иной программы, чтобы повысить предсказуемость для бизнеса, добавил он.
Лучше или еще лучше
Из целевого макропрогноза ЦСР, который представил Кудрин, следует, что российская экономика к 2020 году сможет расти на 3,6% в год, то есть достигнет среднемировых темпов роста, как и просил президент Владимир Путин. Поможет этому увеличение основного капитала (1,1–1,2 п.п. к экономическому росту), дополнительного использования трудовых ресурсов (0,2–0,3 п.п.) и т.н. совокупной факторной производительности (0,7–1 п.п.). Последнее понятие учитывает не только такие традиционные показатели, как труд, капитал и технологический прогресс, но также инфраструктуру и качество рыночных и регулятивных институтов.
Прогноз Кудрина позитивнее ожиданий всех российских и зарубежных институтов, в том числе и Минэкономразвития. Драйверами роста, согласно сценарию ЦСР, станет не потребление, которое исполняло эту роль с начала 2000-х, а другие факторы. В ближайшие годы на первый план выйдут инвестиции — к 2020 году они должны вырасти на 6% по сравнению с 2016-м. А затем место главного фактора, по планам Кудрина, займет конкурентоспособность и производительность.
Важно, чтобы в обществе возникло доверие к программе действий правительства. Сейчас уровень доверия довольно низкий (30%, согласно опросам) по сравнению с такими странами, как Германия (49%), Сингапур (75%) и Китай (78%). У россиян нет «чувства налогоплательщика» — желания следить за тем, на что направляются их налоги, отметил позже Кудрин. Эта проблема отчасти может быть связана с «историческими моментами», а отчасти с тем, что значительная доля расходов и улучшений в жизни граждан осуществлялась в рамках нефтегазовых доходов, которые мало связаны с гражданином, признал Кудрин.
Футурология
«Экономика через 10–15 лет будет построена вокруг человека, — пообещал Орешкин, противопоставив грядущий этап «экономике машин» из «прошлого века». «Часто противопоставляют социальную политику и экономическую, и дальше эти грани будут стираться», — размышлял министр, ведь качество жизни — неотъемлемый элемент экономики будущего, считает он. Жизнь станет прозрачнее, в России будут тратить меньше наличных денег, уклоняться от уплаты налогов станет сложнее, а люди станут честнее, описывал Силуанов.
Впрочем, правительство уже вступило в бюджетный процесс 2018–2020 годов без всяких реформ, рассуждала Голикова. Пока лишь идут разговоры о маневре в сторону образования и медицины, но непонятно, за счет каких средств его осуществить. Бюджет 2017–2019 годов не предполагает никаких маневров, и пора перейти к разработке конкретных механизмов достижения целей, указывала Голикова.
«Россия сейчас заметно отстает в технологическом развитии от других стран. Мы понимаем, что новые рынки создают именно технологии, но мы не догоняем в этом процессе, в этой конкуренции. Мы пока живем на большом заделе Советского Союза», — констатировал Кудрин. У России есть отдельные разработки и изобретения, но они не соответствуют масштабам вызовов, которые стоят перед Россией, отметил он. В ближайшие 10–15 лет страна или существенно отстанет и потеряет рынки, или еще успеет снова стать технологической державой, подытожил Кудрин.
Приватизируй это
В ближайшие годы больших доходов от приватизации правительство не планирует, заметил Кудрин, и кабмину следовало бы изменить эти планы. Где именно нужно сокращать долю государства, чиновники напрямую не говорили. За последние несколько лет государство достигло очень большого прогресса в приватизации малых и средних предприятий, заявил Орешкин. Согласно плану, из около 1000 акционерных обществ, которыми владеет государство, предполагается продать половину.
Госпредприятия нельзя продавать естественному монополисту, это повредит обществу, а нужно сосредоточиться на конкуренции, говорил министр. Что касается крупных компаний, то это, по его словам, уже вопрос к Силуанову. Министр финансов на это четко обозначил позицию своего ведомства: «Чем больше денег, тем лучше. Какие могут быть вопросы здесь?»