Лента новостей
Акции банков возглавили ралли на Мосбирже на ожиданиях ослабления санкций 16:27, Статья Союз торговых центров предложил западным брендам вернуться в Россию 16:24, Новость В Госдуму внесли проект о методах самообороны при проникновении в жилье 16:23, Статья Эрдоган и Зеленский встретятся в Турции в день встречи Лаврова и Рубио 16:13, Статья Суд в Москве оштрафовал Гозмана, Варламова и Максима Покровского 16:11, Новость Избранная главой города на Урале жена водителя не вступила в должность 16:08, Статья Шипулин заявил, что не желающие допуска россиян братья Бё поймут ошибку 16:07, Статья Свёнтек заявила, что допинг-скандалы сделали ее и Синнера знаменитостями 16:06, Статья Отказавшейся помочь ветерану бригаде скорой сняли надбавки к зарплате 15:56, Новость «РБК-Украина» узнал об условии США для личной встречи Зеленского и Вэнса 15:53, Статья В Ватикане назвали сложным состояние госпитализированного папы римского 15:51, Статья Туск поддержал отправку миротворцев на Украину без участия Польши 15:37, Новость «Автодор» отменил «правило двух часов» на участке трассы «Нева» 15:24, Новость Ралли в акциях Tencent сделало ее основателя богатейшим человеком Китая 15:19, Статья Лавров рассказал о действиях США и России после переговоров в Эр-Рияде 15:15, Новость Сколько стоит взломать ваш бизнес. Тест 15:15 Суд арестовал недвижимость, Bentley и Lamborghini Блиновской 15:14, Статья Путин пожелал удачи на выборах губернатору Камчатского края 15:09, Новость
Газета
Интернет насытил столицу
Газета № 076 (2573) (2804) Бизнес,
0

Интернет насытил столицу

Регионы обогнали Москву по темпам роста онлайн-продаж
Темпы роста онлайн-продаж в ЦФО в 2016 году оказались одними из самых слабых по России. Столичный регион уже насыщен, тогда как интернет-коммерция в других областях растет благодаря распространению интернета и инвестициям в крупные проекты
Фото: Константин Колосов / Лори
Фото: Константин Колосов / Лори

Центр отстает

Самым крупным рынком интернет-торговли по итогам 2016 года остается Центральный федеральный округ. Его объем составил 290,8 млрд руб., из которых 83% пришлись на Москву и Московскую область, говорится в совместном исследовании Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и сети партнерских программ admitad (есть у РБК). Таким образом, в структуре российского рынка онлайн-продаж ЦФО занял 48,2%. Однако его доля по сравнению с 2015 годом снизилась на 2,5 п.п. Онлайн-продажи в ЦФО росли значительно медленнее, чем в большинстве федеральных округов, — на 15,3%. При этом главным образом за счет трансграничной торговли, которая выросла на 37,1%, тогда как внутренние продажи — всего на 6,3%, отмечают авторы исследования.

Для сравнения, динамика второго по объему (135 млрд руб.) региона — Северо-Западного федерального округа — составила 25,4% в 2016 году. Сопоставимые темпы — 26,2% — продемонстрировал и Сибирский федеральный округ, где объем рынка интернет-коммерции достиг 62,5 млрд руб.

Рекордсменами, по данным АКИТ, стали Приволжский и Южный федеральные округа, онлайн-продажи в которых увеличились на 37,2 и 38,1%, до 114 млрд и 59,2 млрд руб. соответственно. А слабее, чем в ЦФО, онлайн-продажи развивались только в Уральском и Северо-Кавказском федеральных округах, где они выросли на 11,4 и 9,2%, до 62,7 млрд и 14,2 млрд руб.

Где покупают больше

Среди субъектов России в топ-5 рынков интернет-коммерции вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край и Свердловская область, говорит CEO admitad Александр Бахманн. Эти данные подтверждаются и статистикой «Почты России». По данным почтового оператора, в 2016 году максимальное количество зарубежных отправлений с товарными вложениями (30,31%) было доставлено в Москву, Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. При этом их совокупная доля выросла более чем на 2 п.п. Среди других российских регионов, которые чаще всего принимают товарные отправления из-за рубежа, в 2016 году, как и годом ранее, оказались Краснодарский край (4,84%), Ростовская (2,75%) и Свердловская (2,68%) области.

Появились деньги

«Развитие регионов более стремительными темпами, чем рост Центрального округа, с точки зрения молодого рынка — естественный процесс. Оптимизируется доставка товаров, онлайн-игроки выходят в регионы. При этом Москва и Санкт-Петербург сейчас перенасыщены», — делает вывод президент АКИТ Алексей Федоров. Высокие показатели ПФО и ЮФО он связал с большим количеством инвестиций, которые поступают в эти регионы, в частности в Сочи, Краснодар и Казань.

Инвестиции в регион косвенно стимулируют онлайн-торговлю, согласен исполнительный директор компании Oborot.ru Иван Кургузов, поскольку у местных жителей «появляются деньги». Показатели Приволжья он также объясняет соседством с Москвой. В некоторых товарных категориях, например в бытовой технике и электронике, столичный рынок достиг насыщения, и многие онлайн-ретейлеры осваивают в первую очередь близлежащие территории, объясняет Кургузов. Вместе с тем он считает, что продажи российских онлайн-магазинов в ЦФО выросли за год в среднем на 10–15%, то есть в два раза больше, чем оценивает АКИТ.

Опрошенные РБК ретейлеры в целом согласны с выводами АКИТ. «В 2016 году динамика онлайн-продаж в «Связном» в регионах была выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге», — отметил представитель компании. По его словам, в 2016 году начала восстанавливаться покупательная способность населения в регионах — в столицах этот процесс начался раньше. «Также свою роль сыграл и рост инвестиционной привлекательности ряда регионов ПФО и ЮФО, связанный в том числе с крупными спортивными событиями», — сказал представитель «Связного», добавив, что самую высокую динамику онлайн-продаж ретейлер наблюдал в Поволжье.

В свою очередь, в пресс-службе «Детского мира» заявили, что больше всего онлайн-продажи выросли в ЮФО и СЗФО, «поскольку розница в основном открывала магазины там». А представитель Ozon.ru отметил, что больше всего продажи выросли в СЗФО, на 32%, «за счет запуска фиксированной доставки на следующий день для всей Ленинградской области, а также увеличения сети пунктов выдачи».

Еще одна причина увеличения региональных продаж — в распространении высокоскоростного интернета, считает представитель KupiVip. По данным компании «ТМТ-Консалтинг», в целом проникновение широкополосного доступа в интернет по России составило 56% на конец 2016 года. В течение года количество абонентов увеличилось на 4,7%, до 31,3 млн человек.​