Модная политика из Парижа
Методы популистов
Победить политиков-популистов, апеллирующих к нуждам широких масс, можно, но для этого надо научиться использовать их же методы, считают эксперты «Минченко консалтинг». В докладе политологов сформулирована «формула победы над кандидатами-популистами». В нее входят перехват популистской и антиистеблишментной повестки, копирование методов популистской кампании — отказ от идеологических догм, низовая активность, использование социальных сетей, дробление оппозиционного фронта, выдвижение «новых лиц» и работа с профессиональными навыками лидера нового проекта, его постоянная тренировка.
Кандидатам с небольшими бюджетами кампаний авторы посоветовали учиться использовать технологические новинки и соцсети, как это делал кандидат от французской «Левой партии» Жан-Люк Меланшон. «Скорость информации сейчас увеличивается, контролируемые [государством] СМИ больше не являются монополистами, — объяснил РБК один из авторов доклада Евгений Минченко. — Поэтому важно уметь качественно работать с соцсетями».
Еще одно условие успеха — высокий профессионализм и постоянное самосовершенствование политиков, считают в «Минченко консалтинг». «Политики, как профессиональные спортсмены, должны постоянно быть в форме, тренировать свои коммуникативные навыки. В частности, в ходе дебатов во втором туре мы увидели отсутствие прогресса у [кандидата от партии «Национальный фронт»] Марин Ле Пен и очевидный рост коммуникативного мастерства [основателя движения «Вперед» левоцентриста] Эммануэля Макрона», — говорится в докладе.
Как победил Макрон
Макрон одержал победу 7 мая, получив во втором туре 66,1% голосов. Кампания во Франции проходила в условиях жестких финансовых ограничений по размеру избирательного фонда, объемам и источникам финансирования, действовавшего запрета на платную рекламу на ТВ и радио, жестких ограничений на обработку персональных данных граждан и ограничения кампании «от двери к двери». Поэтому основными элементами кампании, доступными кандидатам, были массовые митинги, предвыборные афиши, личные встречи с избирателями и дебаты, указывают авторы исследования.
В ходе кампании штаб Макрона создавал ему образ молодого экономиста-чудотворца. Этот образ раскрывался в многочисленных интервью и книге, выпущенной Макроном в ходе кампании. Кандидат также активно играл на критике своих основных соперников, называя Ле Пен и кандидата от правых республиканцев Франсуа Фийона «путинскими кандидатами». В ходе кампании Путин принял Ле Пен в Кремле, а Фийона российский лидер характеризовал как давнего знакомого.
Еще одной составляющей успеха Макрона стал массовый активизм в его политическом движении «Вперед». Для популяризации движения любому желающему было предоставлено право стать кандидатом на выборах в парламент, которые пройдут в июне. Этот шаг обеспечил Макрону базу из 460 тыс. сторонников, которые ежедневно получали письма от кандидата.
По словам авторов, Макрон эффективнее реагировал на скандалы. Так, его штаб сам сделал заявление о хакерских атаках и взломе почты, не став при этом возлагать ответственность на правительства США или России, а заподозрив во взломе ультраправых хакеров. Такая реакция укрепила образ победителя и технически продвинутого кандидата, пишут авторы. Ле Пен и Фийон, которых в ходе кампании обвиняли в нецелевом использовании средств госбюджета и бюджета Европарламента, в основном отбивались от обвинений, не пытаясь действовать проактивно, указано в докладе.
Защита репутации
Российским политикам нужно поучиться у победившего на выборах Макрона методам работы с критикой, считают авторы доклада. По их мнению, это означает заблаговременно изучать и защищать свои слабые места. В качестве отрицательного примера эксперты приводят «ригидное и агрессивное» поведение его оппонента Фийона, которое, по их словам, очень похоже на типовое поведение российских чиновников в ситуациях, когда что-то угрожает их репутации.
«Мы прямую параллель не проводим между Фийоном и [премьер-министром Дмитрием] Медведевым, но, на мой взгляд, она очевидна. Сейчас скорость информационных потоков выросла, и у политика нет возможности контролировать свой образ в СМИ, нет контроля ни над картинкой, ни над контентом», — отметил в разговоре с РБК Минченко. По его словам, политики должны научиться быстро реагировать на информационные вызовы и использовать их в свою пользу.
В начале апреля Медведев назвал «компотом» расследование Навального о его собственности. Это была первая публичная реакция главы правительства на обнародованное в начале марта расследование Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), которое привело к антикоррупционным протестам во многих городах России. Расследование ФБК Алексея Навального было посвящено резиденциям премьера и связанным с ним фондам.
Ранее члены кремлевского Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) подготовили исследование, в котором предсказали, что в ближайшем будущем в России распространится популизм по западной модели. Экономический кризис и новые технологии приводят к власти на Западе популистов, заявлялось в первом докладе нового кремлевского фонда.
Пример для России
Российским политикам стоить позаимствовать у участников французских выборов не только формы работы с электоратом, но и конкретные предложения, считает член ЭИСИ, политолог Глеб Кузнецов. «Контент не менее важен, чем форма представления. Вот Марин Ле Пен вышла с такой левоконсервативной повесткой, ни одной интересной идеи у нее не было, и проиграла, — пояснил он РБК. — Она на этих выборах была чистой воды Геннадий Зюганов — «коммунистка» с консервативной программой и опорой на историю».
По мнению эксперта, на российской почве прижились бы некоторые идеи Макрона: например, оригинальный подход к решению проблем пенсионного возраста, минимальной зарплаты и учета рабочего времени. «Макрон к этому относится как к заказу пиццы: каждый человек может заказывать что хочет, уходить с работы в 60, или в 70, или вообще не уходить. Это такая индивидуализация. У нас с этим сложно», — прокомментировал эксперт.
В России давно пользуются популистскими технологиями, например приемом противопоставления истеблишмента «простым людям», рассказал РБК политолог Аббас Галлямов. «Кремль прекрасно знаком с этой техникой. Достаточно вспомнить, как он ловко навесил на бунтующую Болотную площадь ярлык «столичные бездельники», противопоставив им лояльных «людей труда» с Уралвагонозавода», — напомнил эксперт.
Галлямов считает, что в России также «успешно используют» еще одну популистскую методику — раздачу невыполнимых обещаний, в чем преуспели и власть, и оппозиция. Но в отличие от западных популистов власти в России пока не умеют опираться на низовых активистов, отметил политолог.