Банки поработали над репутацией клиентов
Число реабилитированных банковских клиентов, попадавших ранее в черные списки ЦБ и Росфинмониторинга, на 1 марта составило 2400, сообщили РБК в пресс-службе Банка России. По состоянию на 26 января оправданных было более 800, говорил зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин.
На долю Сбербанка пришлась половина общего числа реабилитированных — банк получил согласие ЦБ на вывод из черных списков 1200 своих клиентов.
Рост числа исключений может быть связан с активностью самих банковских клиентов, которые смогли доказать недостаточную обоснованность такого решения, считает партнер юридической компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая.
Проблемы черных списков
Банк России с июля 2017 года начал рассылать банкам списки клиентов, которым ранее было отказано в обслуживании из-за подозрений в нарушении закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Перед стартом межбанковского обмена черными списками ЦБ предупреждал, что сведения об отказе в одном банке не обязательно должны становиться причиной для отказа в другом. Но банки, опасаясь претензий, стали массово отказывать в обслуживании клиентам из этих списков. В итоге с запуском системы межбанковского обмена информацией клиенты начали лишаться доступа к банковским услугам, в том числе за незначительные нарушения.
ЦБ не раскрывает число банковских клиентов, попавших в черный список. Но глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин в октябре прошлого года говорил о 460 тыс. отказов банковским клиентам. Оспорить включение в списки, по его информации, пытаются около 1 тыс. клиентов.
Из-за роста числа недовольных клиентов банков ЦБ и Росфинмониторинг в ноябре разработали рекомендации, дающие возможность банкам аннулировать сведения о добросовестных клиентах из черных списков.
Схема «отбеливания»
Решение об исключении клиентов из черных списков принимают сами банки на основании методических рекомендаций и представляют их в ЦБ. Информацию об удалении сведений регулятор направляет во все кредитные организации не позднее рабочего дня, следующего за днем ее получения, пояснили РБК в Центробанке.
30 марта вступают в силу изменения в закон об отмывании средств, которые законодательно закрепляют механизм реабилитации клиентов и вводят двухуровневую систему обжалования решений об отказах. Сначала клиент должен будет пожаловаться в сам банк, а если банк отказывается пересмотреть решение, клиент сможет обратиться в ЦБ, и тогда его заявление будет рассматривать межведомственная комиссия регулятора и Росфинмониторинга.
Двухуровневая реабилитация
Двухуровневая процедура может увеличить число исключений банковских клиентов из черных списков, прогнозирует Мостовая. «Идея ЦБ по формированию черных списков в чистом виде создала больше проблем, чем решила, поэтому поправки в 115-й ФЗ и меры о двусторонней реабилитации, когда клиент уже может пойти к регулятору и обратить внимание на несправедливое решение, заставит банки внимательнее смотреть на ситуацию и проводить собственные расследования», — отмечает она.
Партнер FMG Group Михаил Фаткин согласен, что число реабилитируемых клиентов с появлением двухуровневой системы обжалования вырастет. «Но количество попадающих в черные списки будет расти гораздо быстрее из-за увеличения числа признаков, по которым можно будет в них попасть», — полагает он. Эксперт поясняет, что теперь туда можно будет попасть, если банк счел операцию с контрагентом «неестественной, к примеру, если вдруг компания закупила елку в марте».