От общего к частному
12 марта РБК опубликовал материал «Популярность общественных сетей Wi-Fi снизилась за полгода в два раза», в котором со ссылкой на исследование EY говорилось, что владельцы мобильных устройств стали чаще использовать вместо общественных сетей Wi-Fi мобильную связь 3G и 4G.
16 марта EY разослало новую версию исследования, в которой содержался другой вывод: основной объем беспроводного доступа приходится на Wi-Fi, и он растет быстрее мобильного, но конкуренция с мобильным интернетом усиливается. В новой версии говорилось, что, учитывая сезонность, входящий Wi-Fi-трафик в декабре 2017 года, по данным правительства Москвы, вырос более чем в три раза по отношению к декабрю 2016 года. В то же время входящий мобильный трафик данных по Московскому региону, по данным AC&M, вырос на 80% за девять месяцев 2017 года по сравнению с тем же периодом 2016 года.
Владельцы мобильных устройств стали чаще использовать вместо общественных сетей Wi-Fi мобильную связь 3G и 4G. К такому выводу пришли специалисты EY: компания опросила 1,5 тыс. респондентов, которые пользуются мобильным интернетом при помощи как минимум одного устройства (как правило, смартфона). 30% респондентов проживают в Москве, остальные — в городах с населением более 100 тыс. жителей.
Страшно, сложно, неудобно
Большинство респондентов (65%) указали, что отказываются от общественного Wi-Fi из-за сложности подключения (необходимости авторизации), обилия рекламы и опасений за сохранность персональных данных. За последние два года, по расчетам EY, количество точек доступа Wi-Fi только в столице возросло более чем в десять раз, но с июля 2017 года аналитики зафиксировали снижение количества сессий (веб-авторизаций) в публичном Wi-Fi (с 360 тыс. до 183 тыс. в январе 2018 года), а с сентября — и входящего трафика.
Для большинства владельцев смартфонов Wi-Fi остается приоритетным способом подключения к сети при условии, что сессия не требует регистрации и авторизации, например при подключении к домашней или офисной точке доступа. В этом случае 70% респондентов переключают устройство в режим Wi-Fi. При этом 20% опрошенных все же оставляют телефон в сети 3G и 4G, а 5% используют сотовую связь для подключения к интернету всех мобильных устройств.
По данным аналитической «ТМТ Консалтинг», на конец 2017 года в России действовало около 100 тыс. точек публичного Wi-Fi, из которых более 60 тыс. — в Москве. Объем этого рынка оценивался в более чем 4 млрд руб. «При этом в статистике учтены те точки, которые организовали и обслуживают операторы связи, но не учтены те, которые организовали владельцы помещений самостоятельно, например кафе», — отмечает аналитик «ТМТ Консалтинг» Ирина Якименко.
О росте популярности мобильного интернета говорит и представитель МТС Дмитрий Солодовников: «За год мобильный трафик пользователей смартфонов увеличился в 2,5 раза. Можно допустить, что пользователи стали отказываться от публичных сетей доступа в интернет». По его словам, как правило, публичным доступом в интернет не интересуются владельцы пакетных тарифов с большим объемом трафика, для которых его экономия не важна.
Представитель пресс-службы оператора Wi-Fi в столичном транспорте «МаксимаТелеком» (компания является эксклюзивным подрядчиком столичной подземки) заявил, что не согласен с выводами аналитиков EY о кратном росте числа публичных точек Wi-Fi. «У «МаксимаТелеком» рост количества собственных точек доступа в Москве в этот период примерно соответствовал общеотраслевому — не более 10% в год», — отметил представитель компании.
По данным оператора, в 2017 году общее количество сессий Wi-Fi в Московском метрополитене возросло на 32%, до 1,16 млрд сессий. Это почти в 500 раз превышает показатели EY за 2017 год по всей отрасли публичного Wi-Fi вне транспорта. Аналогичная ситуация с объемом трафика: за 2017 год «МаксимаТелеком» отмечает его рост на 50%, до 37 Пб, что в 200 раз больше, чем по всей отрасли без общественного транспорта, если судить по данным EY.
Представитель оператора отмечает, что основная причина, по которой пользователи отказываются от подключения к беспроводной сети в общественном транспорте, — это небольшая длительность поездки.
Партнер EY Антон Устименко отметил, что сравнивать данные его компании с теми, которые есть у «МаксимаТелеком», некорректно, так как EY не учитывала точки доступа на транспорте. Кроме того, на динамику использования Wi-Fi сильно влияет сезонный фактор. «Акцентом нашего исследования были предпочтение пользователей беспроводного интернета. Мы увидели, что абоненты предпочитают Wi-Fi, но удобство подключения, опасения за персональные данные, новые возможности и объемы трафика, включенные в тарифы мобильных операторов, будут влиять на баланс между объемами Wi-Fi и мобильного трафика в тех местах, где есть возможность подключения к скоростному мобильному интернету», — рассказал Устименко.
Ненужный безлимит
В исследовании EY также отмечается, что в среднем в месяц владелец одного мобильного устройства тратит на услуги широкополосного доступа в интернет 298 руб., а в Москве средний счет за месяц составляет 422 руб. «Мобильные операторы пытаются привлекать абонентов через рекламу и новые услуги. Но большинству абонентов от операторов нужны безлимитный трафик и защита персональных данных», — отмечается в исследовании. Несмотря на обилие рекламы, как показали данные опроса EY, 51% респондентов не помнят, как называется тарифный план, к которому они подключены.
Хотя основные российские мобильные операторы отказались от тарифов с безлимитным трафиком, они могут предложить «ощущение безлимитного интернета» большинству пользователей, поскольку 70% пользователей не расходуют выделенные им квоты, считают в EY. В частности, интернет с лимитом 2 Гб в месяц остается неиспользованным до конца у 51% респондентов, а с лимитом более 32 Гб — у 87% пользователей.
Кроме того, по данным EY, все больше абонентов сотовой связи предпочитают голосовым вызовам звонки через мессенджеры. Хотя обычной мобильной связью пользуются 50% респондентов, 31% используют в равной степени сотовую связь и мессенджеры, а 8% чаще звонят через мессенджеры. Наиболее популярным у опрошенных является мессенждер WhatsApp, далее следуют Skype, Viber и Telegram. «С оттоком голосовых вызовов в мессенджеры операторы теряют доходы, статистику, возможность распознавать и оптимизировать зашифрованный видеотрафик», — говорится в исследовании EY.