Господдержка оказалась пятым колесом
На 4 марта 2018 года в рамках программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» было реализовано 29,47 тыс. автомобилей, еще 6,8 тыс. машин — по льготному автолизингу, в том числе по программам «Свое дело» и «Российский тягач». Об этом РБК сообщил представитель Минпромторга.
Всего за январь—февраль 2018 года, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), было продано 235,64 тыс. автомобилей (на 27,5% больше, чем за аналогичный период 2017 года). В итоге на автомобили, проданные с участием госпрограмм, пришлось около 15,4%. Это втрое меньше, чем в 2017 году: по данным Минпромторга, в прошлом году каждый второй автомобиль продавался с господдержкой — на долю программ господдержки приходилось 50% всех проданных автомобилей.
В декабре 2017 года стало известно, что Минпромторг сократит господдержку спроса на автомобили на 2018 год с 62,3 млрд до 35 млрд руб., сделав акцент на адресные программы. В частности, на программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» заложено 7,5 млрд руб., на льготный автолизинг — 6,127 млрд руб. Такое решение было принято на фоне стабилизации продаж: после четырех лет падения с 2013 года, когда рынок сократился более чем в два раза, с начала 2017 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей начали расти, по итогам года было продано 1,59 млн штук (+11,9%).
У Ford Sollers в 2017 году на госпрограммы льготного автокредитования также пришлось около половины продаж, а в январе—феврале 2018 года по этим программам было продано 920 автомобилей — около 12% всех автомобилей, сказал РБК представитель компании. Renault c начала 2018 года продала более 1,8 тыс. автомобилей по госпрограммам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» (около 20%), отметил ее представитель.
У Hyundai с начала года по госпрограммам было продано 3,5 тыс. автомобилей, передал через пресс-службу управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев. Это 15,8% от всех проданных машин, или около половины продаж марки в кредит. «Мы крайне положительно оцениваем вклад программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» в развитие рынка и стимулирование спроса. В марте мы продолжаем видеть активный спрос на вышеуказанные программы, ожидаем, что показатели продаж по ним также продолжат расти», — сказал Калицев.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов отмечает, что программы господдержки необходимы для стабилизации падающего рынка, они позволяют автопроизводителям адаптироваться, но не являются единственным драйвером роста. Он отмечает, что господдержка авторынка будет смещаться в сторону целевых программ, направленных на узкий сегмент, а доля машин, продаваемых по этим программам, будет сокращаться. «Это не значит, что российский авторынок рухнет, возможно, будет небольшое снижение, но оно не будет катастрофичным», — считает эксперт.
Представляя результаты продаж за январь—февраль 2018 года, глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер предупредил, что восстановление рынка будет замедляться за счет более высокой базы марта 2017 года и последующих месяцев, когда начался рост. В Ford Sollers прогнозируют, что российский авторынок по итогам года вырастет на 10–15%. Алексей Калицев из Hyundai ожидает роста на 10%.