Страховая франшизофрения
Продолжающееся три года падение российского рынка страховок автокаско продолжится и в 2018 году, несмотря на восстановление продаж автомобилей, прогнозируют аналитики «Эксперт РА». Объем премий по этому виду страхования составит примерно 155 млрд руб., то есть на 3–5% ниже уровня 2017 года, говорится в обзоре «Страхование автокаско: сокращение ради прибыли» (есть в распоряжении РБК).
Продолжение роста продаж новых автомобилей и оживление на рынке потребительского кредитования окажут поддержку рынку, но не смогут переломить тенденцию, полагает агентство. Основными причинами снижения рынка в текущем году станут отсутствие роста реальных доходов населения и уменьшение средней стоимости полиса за счет широкого использования франшиз, считают аналитики «Эксперт РА».
Согласно данным ЦБ, по итогам 2017 года объем рынка автострахования показал худший результат с 2010 года и составил 162 млрд руб.
Наметившееся падение
Сокращение взносов автокаско началось после кризиса 2014 года, приведшего к снижению доходов населения, росту инфляции и, как следствие, к падению продаж новых автомобилей, от которых рынок автострахования зависим. В 2015 году объем рынка автострахования сократился сразу на 14,3%, в 2016 году сегмент просел еще на 8,8%, отмечают в «Эксперт РА».
«В результате по итогам девяти месяцев 2017 года страхование автокаско выбыло из тройки лидеров рынка по объему премий (118 млрд руб.)», — говорится в отчете агентства. Каско уступило по объемам премий добровольному медицинскому страхованию (121 млрд руб.), на первом и втором местах находятся страхование жизни (231 млрд руб.) и ОСАГО (165 млрд руб.).
Несмотря на рост автомобильного рынка в 2017 году и снижение ставок по кредитам, ожидаемого роста автокаско не произошло — на фоне падения доходов страхователи экономят деньги и выбирают страхование с неполным покрытием убытков или франшизой, из-за чего снижается размер вносимой премии, говорит аналитик АКРА Алексей Бредихин. «С одной стороны, из-за мелкого ущерба страхователю не имеет смысла собирать справки для страховой и ему рационально заплатить самому, с другой стороны, это снижает и среднюю сумму выплат для страховщиков, так как они избавлены от большого количества мелких убытков, что позволяет экономить расходы», — отмечает эксперт. Из-за популярности франшиз рынок автокаско не восстановился и продолжил падение, уточняет Бредихин.
2017 год стал переломным для российского авторынка. После четырех лет падения, когда рынок сократился более чем в два раза, в марте он вышел в плюс, а уже в мае показал двузначные темпы роста — на 14,7% впервые с начала кризиса. По итогам 2017 года было продано 1,59 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 11,9% больше, чем в 2016 году. На фоне снижения ставок по кредитам в 2017 году в сегменте автокредитования количество новых кредитов выросло на 25%, объемы выдач увеличились на 36%, до 333,35 млрд руб. Средний размер нового автокредита вырос на 9%, с 701 тыс. до 764 тыс. руб.
Именно популярность франшизы способствует снижению стоимости полисов и оказывает негативное влияние на динамику собираемых премий, говорят в «Эксперт РА». По оценкам агентства, на данный момент более половины всех полисов по страхованию автокаско продается с франшизой. Негативную динамику по размеру премий из-за франшиз подтверждают и страховщики. Примерно половина полисов каско оформляется с франшизой именно по той причине, что она позволяет значительно снизить цену страхования — до 80%, говорит заместитель генерального директора по имущественным видам страхования ЭРГО Мария Барсова. У компании доля полисов с франшизой составляет 75%, а средняя премия по полисам в 2017 году сократилась по сравнению с 2016-м на 7%, составив 66,3 тыс. руб.
Средняя премия по полисам каско физических лиц у «РЕСО-Гарантии» по итогам 2017 года составила 55 тыс. руб., что на 10% ниже, чем в 2016 году, говорит управляющий продуктом управления розничного страхования «РЕСО-Гарантии» Екатерина Захарова. Полисы с франшизой составляют 60% портфеля компании по каско, их доля не изменилась по сравнению с предыдущим годом, добавляет она. Такая же доля франшизы — 60% — в портфелях каско и у «Ингосстраха», общий объем премий по каско сократился в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 8,9%, составив 26,3 млрд руб., говорит глава дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. На этом фоне у компании также снижаются выплаты — по итогам 2017 года средняя выплата по каско сократилась на 20% (до 60 тыс. руб.), отмечает страховщик.
По словам Княгиничева, стремительного роста страхования каско в его нынешнем виде рынок уже, скорее всего, не увидит. Кроме того, Центробанк постепенно подталкивает рынок к слиянию каско и ОСАГО — клиенты приходят к осознанию того, что полис ОСАГО и полис каско с урезанным покрытием в совокупности закрывают почти все риски, уточняет эксперт. «Именно поэтому у клиентов стали пользоваться спросом именно такие полисы каско», — заключает он.
Перспективы роста
Несмотря на то что в «Эксперт РА» по итогам 2018 года не видят возможности восстановления роста премий, опрошенные РБК участники рынка уверены, что рынок может начать медленный рост уже в этом году.
Динамика страхования автокаско подвержена влиянию большого количества факторов, в том числе макроэкономических, поэтому агентство ожидает восстановления страхования автокаско в части объемов премий не ранее 2019 года, говорят в «Эксперт РА».
Снижение средней премии из-за франшиз может продолжиться, однако за счет роста продаж автомобилей будет расти количество полисов — в связи с этим снижение объема совокупных взносов в 2018 году завершится и рынок покажет результат выше, чем по итогам 2017 года, говорит Алексей Бредихин из АКРА.
В Fitch согласны с тем, что уже в 2018 году у рынка автокаско есть потенциал роста. В четвертом квартале 2017 года падение премий по каско существенно замедлилось и составило всего минус 1%, говорит директор страховой аналитической группы агентства Анастасия Литвинова. «Сектор может продемонстрировать небольшой рост в 2018 году на фоне некоторого оживления продаж новых машин», — считает она.
Страховщики надеются, что рынок страхования откликнется на рост рынка автомобилей, пусть и с некоторым опозданием. В условиях снижения продаж страховые компании начали еще более активно искать возможности снижения тарифов, используя для их расчетов, помимо собственных баз данных, также и другие источники информации о клиентах и объектах, принимаемых на страхование, говорит Екатерина Захарова. «Таким образом, количество заключаемых договоров автострахования будет расти, но темпы роста премий по каско будут при этом немного отставать», — добавляет эксперт.
Страховые компании нашли баланс между стоимостью страховки и уровнем убыточности по каско — это привело к небольшому снижению страхового тарифа, при этом количество полисов каско незначительно, но возросло, говорит заместитель генерального директора по имущественным видам страхования САО «ЭРГО» Мария Барсова. По мнению эксперта, по итогу 2018 года можно ждать более положительной динамики и роста количества продаж страховых полисов каско.