«Газпром» изменит принципам
Еврокомиссия (ЕК) приняла решение о завершении расследования антимонопольного дела в отношении «Газпрома». Об этом говорится в сообщении российского концерна, поступившем в РБК.
ЕК сочла приемлемыми скорректированные по итогам рыночного теста предложения «Газпрома» по урегулированию дела. Отмечается, что в отношении российской компании, обвинявшейся в злоупотреблении доминирующим положением на восточноевропейских рынках, не будет предприниматься дальнейших действий.
Еврокомиссия, в свою очередь, объявила в пресс-релизе, что итогом семилетнего расследования стал набор обязательств, выполнения которых регулятор ждет от «Газпрома». Решение Брюсселя «налагает на «Газпром» детализированное множество правил, которые существенно изменят принципы работы «Газпрома» на газовых рынках Центральной и Восточной Европы», — говорится в сообщении исполнительного органа Евросоюза.
«Мы убеждены, что принятое сегодня решение является наиболее приемлемым исходом для функционирования европейского газового рынка в целом», — сказал заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Александр Медведев, слова которого приводятся в сообщении «Газпрома»).
С чего началось дело
Антимонопольное расследование в отношении «Газпрома» началось в сентябре 2011 года, когда представители ЕК провели внезапные синхронные инспекции с выемкой документов в офисах дочерних компаний и контрагентов «Газпрома» в десяти европейских странах. Одним из инициаторов европейского дела «Газпрома» была Литва, направившая в январе 2011 года жалобу в Еврокомиссию, попросив расследовать возможные злоупотребления российской газовой монополии на литовском рынке.
Литва, на 100% зависевшая от российского газа, была единственной страной ЕС, подавшей такую жалобу официально. Тогдашний министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас утверждал, что его страна платит самую высокую цену за российский газ в Европе (на 10–20% выше, чем остальные). Расследование Еврокомиссии относилось к деятельности «Газпрома» в восьми странах — Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и Болгарии.
За 2017 год российская газовая монополия поставила в эти страны 33,668 млрд куб. м газа, или 17,3% от объема прошлогоднего экспорта «Газпрома».
В апреле 2015 года Еврокомиссия предъявила концерну формальные обвинения в злоупотреблении доминирующим положением на рынках Восточной Европы.
Легко отделался
Согласно предписаниям Брюсселя, «Газпром» должен устранить любые ограничения в контрактах с импортерами, препятствующие перепродаже российского газа другим компаниям в других странах ЕС; обеспечить свободные потоки газа на изолированные рынки или с таких рынков (балтийские страны, Болгария); предоставить клиентам концерна, закупающим газ по долгосрочным контрактам, механизмы пересмотра цены в соответствии с ценами на конкурентных рынках континентальной Западной Европы (включая цены на ликвидных газовых хабах). Кроме того, «Газпром» должен отказаться от навязывания условий некоторым своим партнерам за счет фактора контроля над газовой инфраструктурой (ранее Еврокомиссия подозревала, что «Газпром» использует такие проекты, как «Южный поток», или существующие газопроводы как инструмент давления).
Новые правила, которых должен придерживаться «Газпром», несут статус юридически обязывающих, отмечает Еврокомиссия. Если «Газпром» нарушит какие-либо из этих обязательств, регулятор может наложить на компанию штраф до 10% от ее глобальной выручки без необходимости доказывать нарушение антимонопольных правил ЕС (выручка «Газпрома» в 2017 году составила 6,55 трлн руб.).
Еврокомиссар по конкуренции Маргрет Вестагер объяснила, почему «Газпром» не был оштрафован по итогам расследования. «Я знаю, что некоторые хотели бы, чтобы мы оштрафовали «Газпром» независимо от предложенного решения. Однако штраф не позволил бы достичь всех наших задач по защите конкуренции в этом деле. Мы можем добиться от «Газпрома» положительных шагов по интеграции изолированных газовых рынков, только если «Газпром» обязался это сделать. И мы можем предложить клиентам «Газпрома» эффективное право на пересмотр контрактных цен на газ, только если заставим «Газпром» взять на себя это обязательство», — сказала Вестагер.
Правила на 8 лет
Обязательства, наложенные на «Газпром», будут действительны в течение восьми лет, уточнила Еврокомиссия. «Наш опыт с другими антимонопольными делами в энергетическом секторе показывает, что восьмилетний период достаточен для того, чтобы рыночное поведение «Газпрома» устойчиво поменялось, установились новые стандарты рыночного поведения», — объяснил РБК источник в Еврокомиссии. Кроме того, ЕС ожидает, что задолго до истечения срока обязательств «Газпрома» в Центральной и Восточной Европе появятся новая инфраструктура (например, польско-литовский газовый интерконнектор), новые источники газа, так что прежние рыночные практики «Газпрома» будут неактуальны, говорит собеседник РБК.
Маргрет Вестагер также пояснила на пресс-конференции в Брюсселе, что в течение этих восьми лет будут подписаны новые газовые контракты, и они будут включать новые положения и возможности для покупателей газа, обусловленные сегодняшним решением по «Газпрому». «Поэтому, скорее всего, эти выгоды будут продолжаться дольше, чем восемь лет», — сказала она.
«Ряд интерконнекторов либо уже строятся, либо находятся в стадии планирования <…> Через восемь лет у нас будет другой газовый рынок», — добавила она.
Сам предлагал
Объявленные сегодня обязательства «Газпрома» во многом совпадают с предложениями, которые он прошлой весной направил Еврокомиссии. Уже тогда компания была согласна исключить из контрактов запрет на трансграничную перепродажу газа, а также привязать цену для Польши, Болгарии, Эстонии, Латвии и Литвы к западноевропейским бенчмаркам.
Получив предложения «Газпрома», Еврокомиссия запустила так называемый рыночный тест — согласовывала их со всеми заинтересованными сторонами в странах Центральной и Восточной Европы (Болгарией, Чехией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Венгрией и Словакией). Его итогом и стал перечень опубликованных сегодня финальных обязательств газовой монополии (датирован 15 марта 2018 года). Как отметила Вестагер, рыночный тест и последующие «интенсивные дискуссии» с «Газпромом» позволили улучшить предложения компании для Европы.
Например, часть потребителей смогут воспользоваться опцией доставки газа «Газпрома» в Болгарию или страны Балтии вместо изначально согласованных контрактных точек приема (в Польше, Словакии и Венгрии). Для таких стран, как Чехия, Венгрия, Польша и Словакия, у которых есть интерконнекторы между собой и с западноевропейскими странами, достаточно было бы снятия ограничений на трансграничную перепродажу газа. Но у таких стран, как Болгария, Эстония, Латвия и Литва, недостаточно газовых соединений с соседними рынками, поэтому для них станет возможным получать по маршрутам «Газпрома» газ, законтрактованный для доставки в Польшу, Словакию или Венгрию.
Плата, которую «Газпром» будет взимать за эту услугу, зафиксирована на уровне примерно на 30% ниже, чем изначально предлагала компания, сообщила Вестагер, и «Газпром» сможет отказать клиенту в смене точки приема газа только в случае обоснованного отсутствия свободных газотранспортных мощностей.
Давно назрело
«Решение, устраняющее сегментирование рынка «Газпромом» (компания откажется от ограничений на перепродажу ее газа клиентами), следовало реализовать уже давно. Кроме того, важным новшеством является то, что ряд европейских компаний получат возможность выбирать новые точки сдачи/приема законтрактованного газа. Будет интересно посмотреть, начнут ли эти компании конкурировать между собой за возможности использовать эту новую гибкость», — сказал РБК аналитик по газу из Оксфордского института энергетических исследований Тьерри Бро.
Принятые «Газпромом» обязательства по конкурентному ценообразованию «укрепят позиции газовых хабов Северо-Западной Европы и в целом принцип рыночного ценообразования на газ», говорит Бро. Ведущим газовым хабом Европы, где формируется рыночный бенчмарк по ценам, в последние годы стал голландский TTF.
Договоренности были достигнуты давно, но процесс искусственно тормозился некоторыми членами Евросоюза, которые были нацелены не на урегулирование вопроса в целях развития рынка, а на усиление конфронтации с Россией, отмечает заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По его мнению, у Еврокомиссии хватило политической воли и здравого смысла вынести верное решение. В целом Гривач называет претензии Еврокомиссии достаточно надуманными, апеллируя к тому, что европейский регулятор сравнивал цены на разных рынках Европы, не имеющих общей инфраструктуры, имеющих разные источники поставок и энергобалансы, различные структуры рынка потребления.
Инициаторы подумают
После объявления итогов расследования Саулюс Сквярнялис, премьер-министр Литвы, инициировавшей расследование, заявил: «Мы рассмотрим вариант [обжаловать решение] и определимся, что делать» (цитата по «Интерфаксу»).
Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас также уточнил, что страна продолжит искать способы компенсации ущерба в €1,5 млрд, который, по мнению литовских властей, нанесла литовским потребителям ценовая политика «Газпрома».
Выданные Еврокомиссией предписания (в опубликованной части решения) не снимают все связанные с проблемой вопросы, отмечает управляющий партнер HEADS Consulting Александр Базыкин. Так, одним из требований регулятора является либерализация условий контрактов и снятие прописанных в них ограничений, но при этом «Газпром» никоим образом не обязуется за свой счет развивать местные газотранспортные сети для решения инфраструктурных проблем — то есть, несмотря на решение Еврокомиссии, де-юре либерализация есть, но по факту не решает проблему изолированности рынков, поясняет эксперт.
Механизм пересмотра цены будет включен как в новые, так и в действующие контракты. В течение десяти недель «Газпром» предложит всем действующим клиентам в пяти странах (Болгария, Латвия, Литва, Эстония и Польша), где у Еврокомиссии были претензии по ценообразованию, добавить в долгосрочные контракты механизм регулярного пересмотра цены. Основанием для пересмотра будет «существенное изменение экономических условий на европейских газовых рынках» или отступление контрактных цен от средних импортных цен газа в Германии, Франции и Италии или от котировок в общепризнанных газовых хабах (TTF, NCG и т. д.).
По мнению члена правления эстонской Eesti Gaas AS Антса Ноота, которого цитирует «Интерфакс», цены на газ «Газпрома» уже какое-то время назад скорректировались до среднеевропейского уровня. На сегодняшний день договоры в балтийских странах уже привязаны к рыночным ценам на газовой бирже и формируются во всех странах на одинаковых основаниях. Если еще несколько лет назад цена газа, продававшегося в Эстонии, была заметно выше поставлявшегося в Центральную Европу газа, то сейчас такой разницы больше нет, сказал член правления Eesti Gaas.