Перегнали в переговорах
Первая встреча
Глава МИД России Сергей Лавров 31 мая нанес первый с 2009 года визит в Северную Корею. Во время поездки он встретился с лидером этой страны Ким Чен Ыном. Об этом сообщили сначала агентства со ссылкой на источники, а затем подтвердил МИД.
Ранее ни один из российских высокопоставленных представителей не имел личных встреч с нынешним главой Северной Кореи.
Президент Владимир Путин передает «наилучшие пожелания успеха в тех крупных начинаниях, которые сейчас инициированы на Корейском полуострове», сказал Лавров в беседе с Ким Чен Ыном (видео встречи опубликовано на YouTube-канале МИДа). Россия заинтересована в том, чтобы на Корейском полуострове и в регионе была обстановка мира, стабильности и процветания, сказал министр.
Ким Чен Ын, в свою очередь, рассказал, что Северная Корея высоко оценивает то, что «Путин противостоит гегемонии США». «Вы очень резко выступаете, и мы всегда готовы вести переговоры с российской стороной по этому поводу», — заявил он. В конце встречи Лавров пригласил лидера КНДР приехать в Россию. «Вы для нас замечательные друзья, и, несмотря на занятость, я выкроил время для вас», — добавил Ким Чен Ын. «Мы это очень оценили», — ответил ему глава МИДа.
Хотя Ким Чен Ир, отец Ким Чен Ына и предыдущий лидер Северной Кореи, приезжал в Россию, нынешний северокорейский руководитель с визитом в Москве еще не был. С ним не виделся и посол России в КНДР Александр Мацегора. В январе он говорил в интервью, что встреч «лицом к лицу» с Ким Чен Ыном у него не было, но «опосредованные контакты были — для передачи устных или письменных посланий и т.д.».
До этого Лавров провел переговоры с главой МИД КНДР Ли Ён Хо. «Мы много говорили о ситуации на Корейском полуострове и вокруг него», — рассказал Лавров по итогам переговоров. Москва приветствует контакты, которые КНДР развивает с Южной Кореей и США. По словам Лаврова, важно подходить к этим процессам «деликатно, не пытаться делать резких движений, искусственно подгонять процесс».
Переговорная лихорадка
В преддверии едва не сорвавшегося саммита президента США Дональда Трампа и Ким Чен Ына в Сингапуре, который назначен на 12 июня, северокорейский кризис стал темой целого ряда дипломатических встреч, в которых участвовали представители не только США и КНДР, но и Россия и Япония.
Все последние недели американские и северокорейские чиновники активно занимались подготовкой встречи. 27 мая в Сингапур прибыли делегации США и КНДР, и в тот же день прошли переговоры между бывшим послом США в Сеуле Сун Кимом и заместителем министра иностранных дел КНДР Чхве Сон Хи по вопросу северокорейской ядерной программы. А затем 30 мая перспективы ядерного разоружения Северной Кореи обсудили госсекретарь США Майкл Помпео и глава отдела единого фронта Трудовой партии Кореи Ким Ён Чхоль в Нью-Йорке.
Серию поездок, посвященных северокорейскому вопросу, совершил и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. На прошлой неделе он встретился с Владимиром Путиным. По итогам переговоров Абэ подчеркнул, что сотрудничество России и Японии необходимо для решения северокорейского кризиса: «Главное, чтобы Северная Корея, как и гласит резолюция Совбеза ООН, осуществила полную и верифицируемую, необратимую денуклеаризацию. И для того чтобы Северная Корея шла по правильному направлению, Япония и Россия будут поддерживать тесные контакты».
Кроме того, японский премьер договорился о встрече 7 июня с Трампом в США. «Мы договорились о взаимодействии с тем, чтобы готовящаяся встреча на высшем уровне лидеров США и Северной Кореи была наполнена смыслом», — приводит ТАСС слова Абэ со ссылкой на агентство Kyodo. На 9 июня японский лидер запланировал визит в Сингапур для переговоров с премьер-министром страны Вивианом Балакришнаном.
Россия и Япония снова хотят стать частью разрешения северокорейского кризиса, считает специалист по российско-северокорейским отношениям из токийского филиала Temple University Джеймс Браун. Страны «могут различаться по многим вопросам, касающимся Северной Кореи», но их объединяет чувство оторванности от нынешнего дипломатического процесса, поясняет эксперт в материале британской The Telegraph. «Россия хочет быть частью всей дипломатической игры, разыгрываемой в регионе», — уверен Браун.
До недавнего времени Москва была в значительной степени отстранена от северокорейского урегулирования, согласен профессор сеульского Университета Кукмин Андрей Ланьков. Это связано с тем, что напрямую интересы России на полуострове не затронуты и серьезных экономических отношений у России с Северной Кореей нет, сказал он РБК. Но теперь, по мнению эксперта, Россия претендует на заметную роль в переговорном процессе, хотя бы в качестве наблюдателя, и хочет участвовать в выработке будущего устройства Восточной Азии, о котором может пойти речь после саммита 12 июня.
При этом главная цель России состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения северокорейского кризиса, отмечает Ланьков: «Россия заинтересована в том, чтобы переговоры в Сингапуре по ядерному вопросу состоялись и стали началом северокорейского урегулирования». Несмотря на то что полное ядерное разоружение Северной Кореи маловероятно, снижение северокорейского ядерного потенциала — хорошая новость для России, поскольку Пхеньян «своими действиями подрывает режим нераспространения, который крайне выгоден всей пятерке официальных ядерных держав (Россия, США, Франция, Великобритания, Китай. — РБК)», объясняет эксперт.