Партнерство с миллиардной перспективой
Планы на €1 млрд
Один из крупнейших операторов водоснабжения в России — «Росводоканал» (РВК) — в партнерстве с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и французским коммунальным оператором Veolia планирует увеличить выручку почти в 4,5 раза, до €1 млрд. Об этом РБК рассказал генеральный директор группы Антон Михальков.
«Мы обсуждали с партнерами компанию на каком-то временнóм горизонте. Сегодня группа РВК имеет консолидированную выручку около 17 млрд руб. в год, в этом партнерстве мы хотим видеть рост выручки до €1 млрд в год на горизонте пяти—семи лет», — сказал топ-менеджер.
«Росводоканал» входит в «Альфа-Групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева. Компания занимает 24% рынка частных коммунальных услуг (5% по рынку в целом) и обслуживает более 5 млн человек. По оценке аналитика «Финама» Алексея Калачева, «Росводоканал» может стоить около 20 млрд руб
Ресурс для продвижения в регионах
В начале мая РБК писал, что «Альфа-Групп» рассматривает возможность продажи «Росводоканала», которым владела 15 лет. При этом в пресс-службе компании утверждали, что никаких договоренностей о продаже нет. Аналитики указывали на высокие риски коммунального бизнеса в связи с неопределенностью тарифной политики. 24 мая РФПИ объявил, что совместно с Veolia планирует инвестировать в «Росводоканал». Позже Хан уточнил, что новые инвесторы намерены войти в капитал «Росводоканала» вплоть до «равного партнерства» (50/50).
Антон Михальков пояснил РБК, что РФПИ и Veolia выкупят как минимум блокпакет компании. По его словам, речь идет об инвестициях в сотни миллионов долларов. До конца июня стороны подпишут letter of intent (соглашение о намерениях), содержащее ключевые параметры сделки, завершить ее планируется к концу года, добавил он.
В партнерстве с новыми инвесторами «Росводоканал» планирует нарастить выручку за счет новых контрактов и концессий. «Я пока не готов говорить о новых концессиях. У нас сегодня на повестке дня задача завершить сделку по подписанию соглашения в Архангельске. С десяток городов мы прорабатываем с технологической точки зрения», — сказал глава компании.
В настоящее время «Росводоканал присутствует в шести городах — Барнауле, Краснодаре, Омске, Оренбурге, Воронеже и Тюмени. Из ряда регионов компании пришлось уйти из-за конфликтов с местными властями. В 2012 году группа была вынуждена отказаться от калужского водоканала из-за конфликта с местным губернатором Анатолием Артамоновым. В 2016 году тверские власти высказали претензии в адрес оператора из-за ненадлежащего состояния системы водоснабжения, в итоге в феврале 2018 года тверская «дочка» «Росводоканала» вернулась в собственность области. В конце марта 2018 года прокуратура Архангельска оспорила в суде концессионное соглашение «Росводоканала» с администрацией города. Теперь компания обратилась за разрешением в Федеральную антимонопольную службу, чтобы доказать отсутствие каких-либо нарушений.
Наличие у «Росводоканала» таких партнеров, как суверенный фонд РФПИ и Veolia, поможет решить проблемы группы с региональными властями, но произойдет это только после завершения сделки, отмечает аналитик инвесткомпании «Алор» Алексей Антонов.
Сантехник через приложение
Еще один планируемый источник роста выручки — продажа населению сопутствующих услуг, тарифы на которые не регулируются государством, рассказал РБК Михальков. Например, при засоре или поломке оборудования через мобильное приложение можно будет вызвать сантехника, рассказывает он. «Мы протестировали этот продукт в прошлом году, сейчас он проходит дополнительное тестирование на платформах Apple и Google Play. В ближайшее время эта сопутствующая услуга заработает в регионах нашего присутствия», — обещает топ-менеджер.
Компания также рассматривает возможность разработать технологическую модель оказания услуг по плавке снега. Это услуга может быть весьма востребованной, особенно в сибирском регионе, утверждает глава «Росводоканала».
Антонов из «Алора» считает, что увеличение выручки до €1 млрд — вполне достижимая задача для «Росводоканала» вместе с Veolia и РФПИ. По его словам, ставка на дополнительные услуги и новые концессионные соглашения — логичный шаг. В свою очередь, рост выручки позволит улучшить качество сервиса, провести модернизацию сетей, привлечь новых частных инвесторов, а также поможет развитию ряда сервисных предприятий по технической поддержке и ремонту для клиентов.