Власти приземлили бонусы «Аэрофлота»
Удержали бонусы
Акционеры группы «Аэрофлот» воздержались от голосования по вопросу выплаты вознаграждения за корпоративный год (закончился 30 июня 2017 года) в рамках программы мотивации для членов предыдущего состава совета директоров. Это произошло впервые в истории компании. Общая сумма неодобренных выплат составляет 187,28 млн руб., их предполагалось выплатить равными долями по 93,64 млн руб. в июле 2018 года и июле 2019 года.
Таким образом, глава «Ростеха» Сергей Чемезов не получит 13,42 млн руб. Гендиректор «Авиакапитал-сервиса» («дочка» «Ростеха») Роман Пахомов, управляющий директор «Ренессанс Боркера» Игорь Каменской и генеральный директор компании «Арида» Василий Сидоров останутся без 24,67 млн руб. каждый. 22,81 млн руб. не заплатят независимому директору Алексею Германовичу, 21,39 млн руб. — управляющему партнеру инвестиционной компании «Альтера-капитал» Кириллу Андросову, 19,96 млн руб. — директору направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрию Пескову, 18,54 млн руб. — председателю правления ЮниКредит Банка Михаилу Алексееву, 17,11 млн руб. — президенту Объединенной авиастроительной корпорации Юрию Слюсарю. Всего в совете 11 директоров, два места занимают представители авиакомпании, включая ее гендиректора Виталия Савельева. Но им вообще не полагается вознаграждение за работу в совете.
Основной акционер «Аэрофлота» — Росимущество (51,2%), 3,5% владеет госкорпорация «Ростех», 0,1% — менеджмент «Аэрофлота». Остальные 45,2% акций находятся в свободном обращении. Именно представители Росимущества воздержались от голосования по вопросу о выплате бонусов, рассказали РБК источник, близкий к «Аэрофлоту», и собеседник в правительстве.
Одна замена
В новый состав совета директоров группы «Аэрофлот», который был избран на годовом собрании в понедельник, 25 июня, вернулся гендиректор «Авиакапитал-сервиса» Роман Пахомов, который сменил Дмитрия Сапрыкина, гендиректора авиакомпании «Россия» («дочка» «Аэрофлота»). Пахомов был членом совета компании с 2013 по 2017 год.
А десять человек, включая Чемезова, Савельева, Каменского и Сидорова сохранили свои места в совете.
Неокончательное решение
Вознаграждение членам совета директоров «Аэрофлота» состоит из фиксированной части, доплаты к ней и бонусов по программе мотивации, утвержденной в 2017 году и рассчитанной на три года. Но выплаты разнесены по времени. Несмотря на то что на собрании в понедельник, 25 июня, решение по бонусной программе не было принято, акционеры поддержали выплату директорам фиксированной части вознаграждения — 77,76 млн руб. за последний год (закончится 30 июня 2018 год), а также 10,387 млн руб. доплаты за предыдущий год (закончился 30 июня 2017 года).
Бонусная часть вознаграждения привязана к капитализации «Аэрофлота», пояснял ранее его представитель. За предыдущий корпоративный год, который закончился 30 июня 2017 года, прирост капитализации составил 117,6% — она возросла до 207,9 млрд руб. Этим объясняется такой высокий уровень вознаграждения по бонусной программе (187,2 млн руб.), вопрос о котором был вынесен на годовое собрание акционеров.
«Решение по выплатам в рамках опционной программы за июль 2016-го — июнь 2017 года было отложено, из-за того что Росимущество, контролирующее «Аэрофлот», воздержалось от голосования. По этому вопросу будут продолжены консультации с контролирующим акционером», — сказал РБК источник, близкий к «Аэрофлоту». В правительстве не согласны с существующей системой начисления вознаграждения в «Аэрофлоте», и такова была правительственная директива — воздержаться от голосования по вопросу выплаты бонусов, ее поддержали Минтранс и Минэкономразвития, добавил собеседник в финансово-экономическом блоке правительства.
«Акционеры, государство выступили не против выплат членам совета директоров, а воздержались, что означает — окончательное решение еще не принято», — отметил представитель самой авиакомпании. Представители Росимущества и Минтранса отказались от комментариев. В Минэкономразвития пока не ответили на запрос РБК.
Члены совета директоров «Аэрофлота» могли бы оспорить решение не выплачивать бонусную часть вознаграждения только будучи акционерами, это предусмотрено Гражданским кодексом и законом «Об акционерных обществах», отметил адвокат юридической фирмы Art de Lex Кирилл Дозмаров. По его мнению, в этой ситуации компромиссом между акционерами и членами совета директоров может быть принятие новой программы мотивации.
С 1 июля 2017 года до 25 июня 2018 года капитализация «Аэрофлота» снизилась на 25% — до 156 млрд руб., поэтому по итогам последнего корпоративного года директора могут не получить бонусы, предполагает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. По итогам 2014 года без вознаграждений по опционной программе (действовала в 2013–2015 годах) остались не только члены совета директоров, но и менеджмент авиакомпании — совет принял такое решение из-за падения капитализации в 2,4 раза.
За 2017 год группа «Аэрофлот» перевезла 50,1 млн пассажиров, что на 15,4% превышает результат предыдущего года. Выручка компании по РСБУ за 2017 год составила 446,65 млрд руб. (+4,4%), чистая прибыль — 28,4 млрд руб. (+21,7%). На годовом собрании акционеры поддержали рекомендацию совета директоров и решили направить на дивиденды 50% чистой прибыли, или 14,2 млрд руб.
«Аэрофлот» идет в регионы
Выступая 25 июня перед акционерами, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев сообщил, что группа планирует создать сеть хабов в регионах России. К осени менеджмент компании должен представить новую стратегию, содержащую предложения по созданию региональных хабов. Но детали он не уточнил.
«В создании региональных хабов есть производственная и бизнесовая логика. «Аэрофлот» покрывает всю территорию России в разных сегментах, и логично, что у него будут хабы не только в столице», — сказал РБК источник, близкий к «Аэрофлоту». По его словам, хаб уже фактически создан в Петербурге, откуда летает «Россия», еще один может появиться в Перми, где осуществляется ремонт самолетов семейства Sukhoi.
Развивать межрегиональные авиаперевозки, минуя Москву, ранее призвал президент Владимир Путин. Согласно его майскому указу, доля региональных перевозок должна возрасти до 50% (сейчас большинство рейсов между регионами осуществляется через Москву).