Biocad выступила стратегом
Документ Word, содержащий стратегию развития российской фармацевтической промышленности на период до 2030 года и размещенный Министерством промышленности и торговли на сайте государственной автоматизированной информационной системы «Управление», был создан Алексеем Владимировичем Торговым — полным тезкой руководителя проектов по взаимодействию с органами государственной власти фармацевтической компании Biocad, одной из крупнейших на российском рынке.
Это следует из исходных данных файла документа «Стратегия (фарма) для публикации», который можно скачать в разделе «Проекты документов стратегического планирования». В «Свойствах документа» во вкладке «Подробно» в качестве автора указан Торгов.
Источник в фармкомпании подтвердил РБК, что куратор взаимодействия с органами государственной власти Biocad Алексей Торгов принимал участие в подготовке предложений для Минпромторга в рамках работы над стратегией развития фармацевтической промышленности.
После публикации текста в пресс-службе Минпромторга РБК сообщили, что на разработку стратегии уполномочен исключительно Минпромторг. «Однако, учитывая, что документ направлен на развитие промышленности в целом, то ведомство формирует основные положения документа, основываясь в том числе на предложениях представителей российской и иностранной фармацевтической промышленности, отраслевых организаций, субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом состоявшихся обсуждений», — заявили в ведомстве.
«Необходимо отметить, что ЗАО «Биокад», как один из лидеров отрасли, входит в ряд совещательных органов, включая Экспертный совет по развитию фармацевтической промышленности, и, соответственно, также привлечен к работе, проводимой Минпромторгом России. Делать выводы об авторстве стратегии на основании информации об авторе и лице, вносившем изменения в документ, отраженной в свойствах файла, представляется некорректным», — добавили в министерстве.
Направили предложения
PR-директор Biocad Ирина Кенюхова не стала отрицать причастность сотрудника к созданию стратегии, отметив, что компания старается «активно сотрудничать как с российскими правительственными организациями, так и международными институтами, а также работать с общественными организациями, если это партнерство влияет на успешное развитие отечественной фарминдустрии». «В рамках этой работы компания направляла и планирует направлять в дальнейшем свои предложения в министерства и ведомства, включая предложения по содержанию «Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года», — сообщила она.
Новая стратегия Минпромторга будет регулировать развитие фармотрасли до 2030 года, определяя меры поддержки для развития отечественных предприятий. Сейчас действует стратегия развития отрасли до 2020 года.
Текст и предложения, которые Минпромторг получил от Торгова, могли быть использованы как угодно — их могли удалить из документа и вставить что-то принципиально новое, а могли оставить и взять за основу — в любом случае автором все равно остался бы первоначальный создатель файла, говорит эксперт в области информационных технологий Александр Вураско. Поменять свойства документа также не составляет труда, но, скорее всего, сотрудники ведомства просто об этом не задумались, заметил он. «Многие рядовые пользователи пакета Microsoft Office даже не знают, что создателя файла можно посмотреть в его свойствах. На этом попадаются даже киберпреступники, которые шлют жертве реквизиты для перевода денег в файле, в свойствах которого видно его создателя», — резюмировал Вураско.
ЗАО «Биокад» принадлежит кипрской Biocad Holding Ltd. С декабря 2016 года Biocad Holding Ltd принадлежит генеральному директору Biocad Дмитрию Морозову (30%), АО «Фармстандарт» (20%) и Валерию Егорову (50%) — партнеру основателя «Фармстандарта» Виктора Харитонина.
Стратегия от лидера
Biocad — одна из крупнейших фармкомпаний на российском рынке, констатировал директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. По итогам 2017 года производитель продал около 1,7 млн упаковок лекарств на 12 млрд руб. (в оптовых ценах), подсчитал он. За год компания увеличила продажи на 17,5% в упаковках и 34% в руб.
«Компания специализируется на противоопухолевых препаратах, основные продукты в ее портфеле — «Новотакс», «Ацеллбия», «Таксакад» и «Гертикад». На них приходится порядка 60% выручки», — отмечает Беспалов. Кроме того, Biocad экспортирует свои препараты за рубеж. Объем экспорта в другие страны, кроме поставок в страны ЕАЭС, составил по итогам 2017 года около 474 млн руб. За год поставки увеличились в 2,3 раза, отметил Беспалов.
В марте 2018 года на конференции РБК, посвященной созданию фармацевтической стратегии до 2030 года, директор департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга Алексей Алехин призывал производителей присылать предложения по формированию программы. Такие предложения в ведомство направляли как ассоциации, так и многие отдельные компании, рассказали РБК три собеседника на фармацевтическом рынке.
Институт лоббирования на фармацевтическом рынке в России, безусловно, существует, замечает Беспалов. «И в этом, наверное, нет ничего плохого, отрасль должна доносить свои интересы до регуляторов и добиваться тех или иных изменений. Другое дело, что инструменты лоббирования должны быть цивилизованными, они должны не просто представлять интересы конкретных компаний, а выступать представителем интересов широкой группы участников рынка», — указал эксперт.