Лента новостей
В подконтрольной России части Запорожской области пропал свет 08:07, Статья Бизнес предложил убрать операционки на базе Android из госсектора и ТЭКа 08:00, Статья Маск заявил, что истребители будут уничтожены в войнах будущего 07:58, Новость Минобороны сообщило о перехвате 22 дронов над регионами России 07:48, Статья Как собрать крепкий портфель с доходом на годы вперед: пять рекомендаций 07:45 Военная операция на Украине. Онлайн 07:42, Онлайн Politico узнало о просьбе Байдена к конгрессу выделить Киеву еще $24 млрд 07:39, Статья Выплаты за больничный предложили освободить от подоходного налога 07:26, Новость В Кургане отключили воду из-за аварии 07:15, Новость Эпштейна отстранили от встреч команды Трампа из-за скандала со взятками 07:00, Статья Первый зампред ЦБ назвал причины падения российского фондового рынка 07:00, Статья Владимир Чистюхин — РБК: «Взгляд из 90-х на бизнес все еще не преодолен» 07:00, Интервью Как проходит интеграция ВТБ и «Открытия» 06:50 В Намибии начались выборы после смерти предыдущего президента 06:31, Статья На Благовещенск обрушилась снежная «буря столетия» 06:24, Новость Дефицит инфраструктуры Восточного полигона сохранится до 2032 года 06:00, Статья Над Ростовской областью сбили десять беспилотников 06:00, Статья Трамп назначил торгового представителя США 05:55, Новость
Газета
«Вакуумный поезд» потерял российских пассажиров
Газета № 175 (3130) (0611) Бизнес,
0

«Вакуумный поезд» потерял российских пассажиров

Представители РФПИ и Caspian Venture Capital вышли из руководства перспективного американского стартапа
Представители Зиявудина Магомедова и РФПИ вышли из совета директоров Virgin Hyperloop One, в которую инвестировали более $100 млн для реализации проекта «вакуумного поезда». Сам бизнесмен покинул совет через 2 месяца после ареста
Фото: Marcelo del Pozo / Reuters
Фото: Marcelo del Pozo / Reuters

Совет директоров компании Virgin Hyperloop One, которая разрабатывает проект вакуумного высокоскоростного транспорта, покинули представители ее российских инвесторов — от фонда Caspian Venture Capital (основатель — бизнесмен Зиявудин Магомедов, арестованный в марте 2018-го по подозрению в создании преступного сообщества) и от Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Это следует из данных на сайте Virgin Hyperloop One и материалов компании, направленных в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (Securities and exchange Commission, SEC).

Сам Магомедов входил в совет директоров Virgin Hyperloop One с октября 2016 года, а вышел из него через два месяца после ареста — в мае 2018 года. Но даже после этого Caspian Venture оставался инвестором и имел представительство в совете, пояснял тогда РБК представитель фонда. Место в нем сохранил директор Caspian VC Билл Шор.

Бизнес
Hyperloop рассказал об уходе Магомедова из совета директоров в мае

Незадолго до выхода Магомедова из совета директоров, в апреле 2018-го, в совет, наоборот, вошел первый заместитель гендиректора РФПИ Анатолий Браверман — он представлял консорциум российского суверенного фонда и международных инвесторов, которые ранее профинансировали Hyperloop One, уточняли в РФПИ. Размер пакета, который получил консорциум в проекте, не раскрывался.

В направленных в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) документах ни Шора, ни Бравермана в составе совета уже нет. В совете директоров осталось пять мест: два из них занимают представители крупнейшего в мире портового оператора из Объединенных Арабских Эмиратов DP World — глава компании Султан Ахмед бен Сулайем и ее финансовый директор Юврай Нараян, еще одно место у старшего управляющего директора британской Virgin Патрика Макколла, два места у менеджмента стартапа — его гендиректора Джея Уолдера и главного директора по технологиям Джона Гигела. На сайте компании и вовсе указаны только три члена совета директоров — Бин Сулайем (председатель совета), Уолдер и Гигел.

Билл Шор и пресс-службы Caspian VC и Virgin Hyperloop One проигнорировали запросы РБК.

Бизнес
Минус пять: каких активов лишился и что осталось у Зиявудина Магомедова <p><strong>Якутская топливно-энергетическая компания (ЯТЭК)</strong></p>

<p><strong>Кому <a href="https://www.rbc.ru/business/12/09/2019/5d78f9879a7947bb84fef996?from=from_main">достался</a> актив: </strong> компании &laquo;А-Проперти&raquo; основателя Yota Альберта Авдоляна</p>

<p><strong>Сумма сделки: </strong> &laquo;А-Проперти&raquo; получает актив Магомедова за долги, которые, как рассказал РБК знакомый Авдоляна, скупала с конца 2018 года. Общий долг компании&nbsp;&mdash; около 14 млрд руб.</p>

<p>ПАО &laquo;Якутская топливно-энергетическая компания&raquo;&nbsp;&mdash; единственный поставщик газа в Якутии. На ее долю <a href="http://www.yatec.ru/company/strategiya-razvitiya/">приходится</a> 86% всего добываемого в республике газа. В октябре 2018 года в интервью РБК Лейла Маммедзаде, управляющая активами Магомедова, рассказала, что EBITDA компании <a href="https://www.rbc.ru/interview/business/15/10/2018/5bc07a959a7947498e902ccc">составляла</a> 3 млрд руб. По словам знакомого Магомедова, стоимость ЯТЭК <a href="https://www.rbc.ru/business/12/09/2019/5d78f9879a7947bb84fef996?from=from_main">может достичь</a> $2 млрд при правильной инвестпрограмме</p>

Как Магомедов инвестировал в Hyperloop

Идея вакуумного высокоскоростного поезда принадлежит миллиардеру Илону Маску. Сам он не стал ее реализовывать, а выложил в открытый доступ расчеты по созданию транспортной системы, состоящей из стальных труб, внутри которых со скоростью 1200 км/ч мог бы перемещаться поезд в виде герметичной капсулы на аэродинамической подушке — таким образом поезд смог бы преодолевать расстояние из Сан-Франциско в Лос-Анджелес (около 600 км) за 30 минут. Реализовать проект решил, в частности, в 2014 году стартап Hyperloop One. Ее первым инвестором стал венчурный капиталист Шервин Пишевар, а в феврале 2015-го компания получила первые $11,1 млн от структур Магомедова. В итоге Caspian Venture стал одним из крупнейших акционеров компании: он инвестировал в нее более $100 млн в 2015–2017 годах, или больше трети всех привлеченных на тот момент средств ($245 млн).

Бизнес
Зиявудин Магомедов — РБК: «Билет на Hyperloop будет очень дешевым» Зиявудин Магомедов

Как рассказывал РБК сам Магомедов, первый проект Hyperloop должен был быть реализован в случае «агрессивного плана» до 2020 года, при консервативной модели — до 2021 года, а билеты на проезд в вакуумном поезде должны быть дешевле всех традиционных видов транспорта.

В «Сумме» не исключали использования технологии Hyperloop в Приморье, где группа строила транспортный коридор «Большой порт Зарубино» для грузового сообщения с Китаем. В Зарубино также должен был находиться зерновой терминал «Суммы», но он до сих пор не построен, а большинство других активов Магомедова, включая доли в Новороссийском морском торговом порте, «Трансконтейнере» и Объединенной зерновой компании, сменили владельца после ареста бизнесмена.

Кому сейчас принадлежит Hyperloop

Как утверждает источник РБК, близкий к Магомедову, кроме сокращения присутствия в совете директоров «скорее всего, размыта и доля самого фонда Caspian Venture» в ходе новых инвестиционных раундов. Как сообщил РБК представитель РФПИ, фонд остается акционером Virgin Hyperloop One. «[Фонд] видит большой потенциал развития компании на рынках Ближнего Востока, в частности Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, где изучается возможность запуска пилотных проектов», — заявил представитель РФПИ, отказавшись пояснять, почему ее представитель покинул совет директоров.

Бизнес
Основатель Yota получил контроль над крупнейшей газовой компанией Якутии Альберт Авдолян

Крупным инвестором в Hyperloop One помимо Магомедова был также DP World. В 2016-м он заключил партнерство с Hyperloop One, в частности для изучения возможности использования технологии вакуумного поезда для разгрузки контейнеровозов в порту Джебель-Али в Дубае (тогда Магомедов и Бин Сулайем и вошли в совет директоров стартапа).

В 2017-м к проекту присоединился Virgin Ричарда Брэнсона, который возглавил совет директоров, а стартап был переименован в Virgin Hyperloop One. «Ричард Брэнсон — визионер и успешный бизнесмен с большим опытом в реализации транспортно-логистических проектов, — пояснял тогда РБК Магомедов. — За два года компания Hyperloop Onе сделала беспрецедентный рывок вперед, и на сегодняшний день проект можно считать состоявшимся, технологически он уже доказал свою жизнеспособность. Поэтому сейчас мы на новом этапе, когда компании нужны два-три сильных интеллектуальных драйвера с опытом реализации глобальных проектов». Первым таким «драйвером» он называл главу DP World Султана Ахмеда бен Сулайема, а вторым — Virgin.

Технологии и медиа
Брэнсон влетел в трубу: кто поможет Магомедову создать Hyperloop One <p>Ричард Брэнсон</p>

<p></p>

Но Брэнсон покинул пост председателя совета директоров Virgin Hyperloop One в октябре 2018 года, после того как Саудовская Аравия отказалась от проведения технико-экономического обоснования проекта по строительству в королевстве транспортной системы с использованием технологии Hyperloop. Это произошло из-за того, что Брэнсон критиковал саудовские власти за убийство журналиста Джамала Хашкаджи в консульстве королевства в Стамбуле. «На этой стадии эволюции компании ей нужен председатель совета директоров, более вовлеченный в ее деятельность, который может фокусироваться на бизнесе и дальнейших направлениях развития», — пояснял тогда Брэнсон причины ухода, утверждая, что не подходит на эту роль, потому что тратит много времени на благотворительные проекты и другие компании в рамках Virging Group.

В мае 2019 года Hyperloop привлекла дополнительно $172 млн, причем больше половины из них — от DP World ($90 млн), который к тому моменту уже вложил в проект $25 млн, писало издание The Verge. Таким образом, на компанию из ОАЭ пришлось около четверти из привлеченных стартапом средств ($115 млн из около $467 млн). Бен Сулайем сменил Брэнсона на посту председателя совета директоров. К тому же, согласно данным ведомства по патентам и товарным знакам США, у DP World оказалась значительная часть патентов и другой интеллектуальной собственности американской компании. Впрочем, представитель Hyperloop утверждал, что эти активы были переданы DP World на время в качестве залога по кредиту от портового оператора, который уже погашен.

На прошлой неделе Virgin Hyperloop One обратилась к американским властям с предложением поддержать создание Hyperloop Certification Center, который позволил бы выработать законодательство и стандарты безопасности, а также провести исследования и тестирование инфраструктуры для реализации проекта Hyperloop в США.

РБК направил запросы в DP World и Virgin.