Лента новостей
Треть россиян заявили о негативном влиянии событий 2024-го на их компании 06:00, Статья США ввели санкции против «ответственных за подрыв демократии» в Грузии 05:36, Статья Стихами представителя МИД Захаровой открыли премию «Золотой граммофон» 05:32, Новость В «Авито» подсчитали, сколько россияне могут накопить за год 05:06, Новость В Туве напали на мигрантов из-за фейка о заражении ВИЧ из-за изнасиловани 05:04, Новость NYT сообщила о прорыве Россией «ослабленных» украинских позиций в ДНР 04:54, Статья «Я и моя богатая жизнь»: какие коды транслируют успех 04:50 Си Цзиньпин не приедет на инаугурацию Трампа 04:30, Новость Мэр Харькова сообщил о «прилете» по пятиэтажке 04:06, Новость Премьер Польши назвал рукопожатия с Дональдами проблемой Макрона 03:58, Новость Трамп сравнил конфликт на Украине с ситуацией на Ближнем Востоке 03:38, Новость Ливия потребовала от Москвы объяснить рекомендации не посещать страну 03:16, Новость США выделили Украине пакет помощи на $500 млн 03:02, Статья Кадыров сообщил о присвоении Золотову звания Героя России 02:41, Статья Какое будущее у российской ветроэнергетики 02:25 В Москве машина сбила чиновника из Минобрнауки 02:20, Новость В Якутии из-под завалов в шахте достали тело погибшего 01:54, Новость Орбан заявил, что дверь для переговоров по Украине открылась 01:48, Новость
Газета
Россияне дошли до финансовой полигамии
Газета № 076 (3243) (2210) Финансы,
0

Россияне дошли до финансовой полигамии

Аналитики НАФИ зафиксировали падение лояльности клиентов к их банкам
Уровень лояльности россиян к банкам в 2020 году продолжил снижаться и опустился практически до нуля, следует из опроса НАФИ. Доля клиентов, готовых рекомендовать свой банк знакомым, в последние годы неуклонно падает
Фото: Ярослав Чингаев / ТАСС
Фото: Ярослав Чингаев / ТАСС

Индекс лояльности клиентов к банкам (NPS, Net Promoter Score, готовность рекомендовать банк) по итогам восьми месяцев 2020 года приблизился к нулю и составил всего 1,3 пункта — это новый минимум за последние пять лет, следует из опроса аналитического центра НАФИ (есть у РБК). В начале этого года индекс NPS составлял 5 пунктов, а еще в 2016 году, когда НАФИ начал такие расчеты, — 43 пункта.

Финансы
Лояльность россиян к банкам оказалась на пятилетнем минимуме Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

Своим банком, согласно последнему опросу, не удовлетворены 35,4% россиян — они не будут рекомендовать его своим знакомым и, возможно, находятся в поиске альтернативы. Довольны своим банком 36,7% опрошенных, пассивными клиентами (в целом удовлетворены банком, но не стремятся рекомендовать его другим) оказались 27,9% респондентов. В январе 2020 года таких было 34, 39 и 27% соответственно.

Как оценивалась лояльность

НАФИ каждый год исследует уровень лояльности банковских клиентов. В этот раз социологи провели всероссийский опрос 67 тыс. банковских клиентов, проживающих во всех типах населенных пунктов во всех регионах России (данные за 2016 — начало 2020 года были получены в ходе опроса 1,6 тыс. человек из 150 населенных пунктов в 52 субъектах).

Респонденты должны оценить, насколько они готовы рекомендовать свой основной банк друзьям по десятибалльной шкале, где 0 — точно не порекомендуют, а 10 — обязательно порекомендуют. Основной банк определяют сами опрошенные, если являются клиентами нескольких кредитных организаций. Затем респонденты разбиваются на три группы: «критики» (не готовы рекомендовать свой банк), «нейтралы» (не стремятся рекомендовать) и «промоутеры» (готовы рекомендовать). Все эти показатели влияют на общий уровень лояльности граждан к банкам — индекс NPS, который может колебаться от минус 100 (все опрошенные клиенты компании относятся к группе «критиков») до плюс 100 (все относятся к «промоутерам»).

Падение уровня лояльности в 2020 году преимущественно произошло за счет сокращения доли «промоутеров», отмечается в исследовании. Максимального значения она достигала в 2017 году (58%), а затем начала снижаться. Главными причинами снижения лояльности к банкам становятся растущая финансовая грамотность клиентов и активная продажа банками своих услуг, что не всегда нравится потребителям, объясняют в НАФИ. По мнению заместителя генерального директора центра Тимура Аймалетдинова, тренд на снижение лояльности в розничном банковском секторе продолжится в ближайшие пять лет.

Ухудшение отношения клиентов к банкам связано в первую очередь со снижением ставок по депозитам и ухудшением условий по программам лояльности и кешбэка, считает управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков. Кроме того, многие люди являются «клиентами поневоле» как держатели зарплатных карт, а банки предлагают им дополнительные услуги.

В банке клиенты больше всего ценят продуктовые условия (преимущественно ценовые — например, выгодный кредит) и качество обслуживания, которое должно создавать ощущение заботы банка о клиенте, следует из опроса НАФИ. Меньше всего внимания клиенты обращают на наличие в банке новых технологий, удобные онлайн-каналы, широкую и удобную сеть отделений.

Предпочтения клиентов очень разнятся, говорит руководитель группы по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталия Ракова. Люди со средним и высоким доходом, проживающие в крупных городах, ценят удобное цифровое обслуживание ничуть не меньше, чем ценовые параметры продуктов. А для клиентов с более низким доходом и тех, кто живет в небольших населенных пунктах, важно обслуживание в отделении.

О том, в каких регионах клиенты наиболее лояльны к банкам, читайте в материале РБК Pro