Займы «до зарплаты» сходят с дистанции
Во втором квартале 2021 года на российском рынке появились микрофинансовые организации (МФО), которые дистанционно выдают только среднесрочные займы — Installment (IL), сообщил Банк России (.pdf). Как пояснил РБК представитель ЦБ, речь идет примерно о 30 компаниях. Большинство из них ранее выдавали в онлайне и короткие PDL-займы (payday loan, или заем «до зарплаты»), но пересмотрели свою политику в апреле—июне.
«В рассматриваемом периоде компании развивали продукты, которые по срокам и суммам соответствуют категории Installment», — сказал представитель регулятора. Он также отметил, что некоторые участники рынка могли увеличить среднюю сумму займов на покупку товаров (POS-займы), что тоже могло привести к «миграции» ссуд в категорию среднесрочных.
Чем различаются короткие и длинные займы от МФО
PDL-заем, или ссуда «до зарплаты», как правило, выдается клиенту на условиях, что он погасит обязательства одним платежом до конца срока. Это заем на сумму до 30 тыс. руб. сроком до 30 дней. По закону ставка по займу не может превышать 1% в день, или 365% годовых. По данным ЦБ, в первом квартале 2021 года среднерыночные значения полной стоимости кредита (ПСК) в сегменте PDL были в пределах 350% годовых (.pdf).
Installment-займы одобряются клиентам на более крупные суммы и на более длительный период (достаточно соблюсти только один параметр). Чаще всего компании выдают такие потребительские ссуды на срок от 31 до 180 дней или от 61 до 365 дней, следует из материалов Банка России. В зависимости от сумм и срочности ПСК по IL-займам может варьироваться от 317,6 до 36,7% годовых, но за последний год стоимость обслуживания значительно выросла для ссуд до 30 тыс. руб. сроком от 31 до 60 дней и от 61 до 180 дней, показал анализ Банка России.
Зачем МФО «удлиняют» займы для россиян
С 2019 года в России действуют законодательные ограничения на переплату по займам сроком до 15 дней и на максимальную процентную ставку по любым кредитам (не более 1% в день). Новые правила сильнее всего сказались на наиболее доходных для МФО займах «до зарплаты» — выдача таких ссуд для некоторых компаний стала «экономически нецелесообразной», отмечали аналитики. В итоге участники рынка стали сокращать долю выдач коротких займов и увеличивать сроки кредитования.
То же самое происходит сейчас и в онлайн-сегменте — компании доработали продукты, чтобы формально они не считались PDL-займами, говорит директор отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Иван Уклеин: «У многих МФО переориентация с краткосрочных микрозаймов произошла не на долгосрочные продукты с аннуитетными платежами (180–360 дней под 150–200%), а на промежуточный продукт (31–60 дней под 365%) с одновременным ростом суммы до 100 тыс. руб., что при той же ставке позволяет кредитору заработать больше, при этом не отражая такой микрозаем в отчетности как PDL».
По данным Банка России, во втором квартале 2021 года портфель МФО вырос на 7%, до 286 млрд руб., что соответствует докризисным уровням 2019 года. Развитие рынка происходит в основном за счет цифровизации и выдачи потребительских займов в онлайне, подчеркивает ЦБ. На такие ссуды сейчас приходится 28% портфеля, но за квартал портфель среднесрочных онлайн-займов вырос сразу на 30%, а краткосрочных — на 12%. Только за второй квартал МФО заключили дистанционно 7,8 млн новых договоров — 71% от общего числа.
Как отмечает Уклеин, такая «номинальная» миграция в сторону среднесрочных займов должна настораживать. «Промежуточный продукт, по сути, тот же самый PDL с погашением в конце срока, но он теперь выдается на больший срок и с более высокой суммой. С точки зрения макропруденциальных рисков это усиливает закредитованность заемщиков, поскольку ставка по таким микрозаймам остается близкой к 365% годовых», — поясняет аналитик.
РБК направил запрос в крупнейшие МФО по портфелю потребительских ссуд. В группе «Финбридж» (бренды «Деньги сразу» и Lemon.online) сообщили, что во втором квартале «специально не отказывались от продуктов PDL», но обновили линейку за счет среднесрочных займов.
«Меняется структура спроса, появляется больше заемщиков, склонных к крупным расходам и долгосрочному финансовому планированию», — пояснил управляющий партнер группы Леонид Корнилов. По его словам, главная причина смены тренда в том, что IL — более сложный продукт и многие компании только сейчас смогли выдавать его в онлайне. Остальные МФО не ответили на запрос РБК.