В Думу проник пятый элемент
Пятая партия
Выборы в Госдуму, проходившие с 17 по 19 сентября, проводились в трехдневном формате. Впервые трехдневное голосование было опробовано во время плебисцита по внесению поправок в Конституцию летом прошлого года и продолжено в единый день голосования в сентябре 2020-го.
Главной новостью прошедшей думской кампании стало прохождение в парламент пятой партии — «Новых людей» (5,33% голосов). С 2003 года в России сложилась четырехпартийная система, когда в Госдуму попадали одни и те же игроки: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» (в 2003 году четвертым был блок «Родина»). В последний раз больше четырех партий в парламент проходили в 1999 году: тогда в Госдуме было шесть политических сил — КПРФ, блоки «Единство» и «Отечество — Вся Россия», блок Жириновского, «Яблоко» и Союз правых сил.
Не попав в Госдуму после выборов 2003 года, ни правые, ни «Яблоко» так и не смогли больше вернуться в парламент. Впервые за долгое время в Госдуме появилась партия, которая относит себя к демократическому флангу.
«Новые люди» появились в прошлом году при посредничестве внутриполитического блока Кремля, возглавил партию учредитель компании Faberlic Алексей Нечаев. По итогам единого дня голосования 2020 года «Новые люди» прошли в заксобрания четырех регионов и, таким образом, получили право выдвигать своих кандидатов без сбора подписей на выборах в Госдуму (по закону, если партия имеет фракцию хотя бы в одном заксобрании, ей не нужно собирать подписи на парламентских выборах).
Список «Новых людей» на думской кампании возглавил Нечаев, вторым номером стала бывший мэр Якутска Сардана Авксентьева.
Результат «Единой России»
«Единая Россия» по результатам кампании сохранила конституционное большинство. Партия власти, по предварительным данным, получила 49,8% голосов по спискам и взяла 198 одномандатных округов из 217, где выдвигала кандидатов. Явка на выборах составила 51,68%.
В январе на семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко в качестве оптимального результата для «Единой России» назвал получение 45% голосов по спискам при явке 45%. Источники в партии власти поясняли РБК, что для получения конституционного большинства (не менее 300 мест) им нужно 110 мандатов по спискам и 190 по округам.
Исходя из текущих результатов, в «Единой России» считают, что партия получает 126 голосов по спискам. В совокупности с мандатами по округам единороссы могут получить в парламенте 324–325 мест.
Это немногим меньше, чем на выборах 2016 года: тогда партия получила в общей сложности 343 мандата. Победу единороссы одержали в 203 округах, а по спискам набрали 54,2%.
Результат думской оппозиции
Свой результат по сравнению с прошлой кампанией значительно нарастили коммунисты — 18,96% по сравнению с 13,3% в 2016 году. Нынешние цифры сопоставимы с тем, что КПРФ получила по итогам выборов-2011 — тогда было 19,2% голосов. 2011 год ознаменовался массовыми протестами, именно за счет протестного голосования КПРФ получила существенный прирост.
Также и сейчас коммунисты собрали протестные голоса, в том числе выступая против обязательной вакцинации от коронавируса, непопулярной у многих россиян.
КПРФ опередила единороссов по спискам в ряде регионов — в частности, в Якутии, Хабаровском крае и Ненецком автономном округе. НАО за последний год второй раз показывает протестный результат — на голосовании по поправкам в Конституцию округ оказался единственным регионом, где против поправок проголосовали больше, чем за них.
«Справедливая Россия — За правду», образованная в результате объединения трех партий («Справедливой России», «За правду» и «Патриотов России»), мало что выиграла за счет объединительного процесса. Если на прошлых выборах «старые» эсэры получили 6,22%, то сейчас их результат составил 7,45%.
Хуже всех из парламентских партий выступила ЛДПР: ее результат оказался самым низким с 2007 года. Тогда либерал-демократы получили 8,14% голосов, а сейчас — 7,5%. Хуже результаты у партии Жириновского были только в 1999 году — 5,98% голосов.
По предварительным данным, ни одна из оставшихся девяти политических сил, участвовавших в кампании, не преодолевает 3-процентный барьер, который бы позволил рассчитывать на получение госфинансирования. Наиболее плотно к нему приблизилась Партия пенсионеров (2,5%), «Яблоко» заняло седьмое место (1,3% против 1,99% в 2016 году).
В общей сложности партии, не прошедшие в Госдуму, набрали 8,85% голосов. Они будут перераспределены между думскими партиями пропорционально их результатам.
Что показали результаты выборов
«Новые люди» прошли в Госдуму за счет запроса на новую партию. «В ходе кампании было противостояние новых и старых людей — в Госдуме, на телевидении, во власти и так далее. Им («Новым людям». — РБК) можно было придать совершенно любой идеологический окрас, главное здесь — эксплуатация эффекта новизны и получение доступа к ресурсам — медийным, финансовым, административным, то есть возможность вести агитацию без препятствий и помех», — считает эксперт по региональной политике Виталий Иванов. «Новые люди», по его мнению, отнимали голоса у всей парламентской четверки, а в Думе следующего созыва станут «филиалом» единороссов, поскольку их околовластное происхождение очевидно.
КПРФ прибавила в первую очередь благодаря имиджу «наиболее убедительной оппозиционной партии»: «Те, кто против «Единой России», выбирали скорее коммунистов — они точно более оппозиционные, чем все остальные думские партии, и точно проходили в Госдуму». Низкий результат ЛДПР Иванов объясняет «старением партии и ее лидера»: «КПРФ, как ни крути, — все еще идеологическая партия, в то время как ЛДПР — вождистская, которая дряхлеет вместе со своим основателем. Жириновский уже не может «зажечь» так, как раньше, и в ходе кампании это было очевидно всем». «Справедливая Россия — За правду» в виде объединенной партии «оказалась полным провалом», считает эксперт: «От сложения двух с половиной партий не случилось ни усиления позиций, ни объединения электоратов», — констатирует эксперт.
Что касается единороссов, то в получении конституционного большинства им помогло трехдневное голосование, полагает Иванов: «Партия смогла мобилизовать сторонников». Терять конституционное большинство точно не стоило: «Это означало бы отступить, а сдавать однажды взятое нельзя».
Трехдневное голосование действительно помогло «Единой России» в получении конституционного большинства, согласен политолог Александр Пожалов: «Оно облегчило мобилизацию административно зависимого избирателя». Вторым фактором Пожалов называет надомное голосование, процент которого «будет высок». К тому же никуда не делась диспропорция по явке между зонами высокой электоральной мобилизации и остальными регионами, констатирует эксперт.
Успех «Новых людей» Пожалов связывает с несколькими факторами. Во-первых, для куратора внутриполитического блока Кремля Сергея Кириенко было важным, чтобы в Думе была «лично близкая ему партия», считает политолог. «Новые люди» — это не идеологическая сила, а политтехнологический проект с привлекательным брендом, на раскрутку которого потратили силы в том числе ведущие соцслужбы, которые за неделю до выборов прогнозировали прохождение «Новых людей» в Госдуму, напоминает Пожалов. «Думаю, это был положительный сигнал и для губернаторов», — добавляет он.
Во-вторых, в прохождении партии в Госдуму сыграл роль мотив новизны: «Я не считаю голосование за нее идеологическим. Единственный месседж «Новых людей» был — «мы не такие, как все», — говорит эксперт.
По его мнению, «Новые люди» отняли голоса у ЛДПР: «Это видно по результатам на Дальнем Востоке». К этой партии в том числе ушли те избиратели либерал-демократов, которые голосуют «по приколу», еще часть избирателей ЛДПР перешли к КПРФ, выступавшей как главный оппонент власти, считает Пожалов. «Жириновский не вытягивал эту кампанию, смотрелся устаревшим», — резюмирует эксперт.