Глава Booking в России — РБК:
Уже больше двух лет в России длится разбирательство между крупнейшей в мире платформой по бронированию отелей Booking.com и Федеральной антимонопольной службой. Cервис, по версии регулятора, злоупотребляет доминирующим положением и навязывает сотрудничающим с ним отелям условие давать ему лучшие цены. На так называемую практику паритета цен в начале 2019 года пожаловалась общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»: даже если клиент бронирует номер напрямую, гостиница не вправе предоставить ему номер дешевле, чем он сдается на Booking.com. В августе этого года ведомство наложило на управляющую сервисом нидерландскую компанию Booking.com B.V. один из крупнейших оборотных штрафов в истории — 1,3 млрд руб.
Почему компания считает условие о паритете цен справедливым, в интервью РБК рассказал гендиректор Booking.com в России Алексей Матушкин.
О штрафе на 1,3 млрд руб. и паритете цен в отелях
— В отчетности головной компании Booking.com до сих пор ни разу не упоминалось разбирательство с ФАС из-за паритета цен, хотя перечислены схожие претензии в других странах, например в Германии и Израиле. Для Booking.com спор с ФАС в России — малозначительное событие?
— Вы знаете нашу позицию: это решение нас разочаровало. Мы обжаловали выписанный штраф в суде. Также мы не согласны с самим решением, что практика паритета цен в данном случае несправедлива. Она, по нашему мнению, позволяет поддерживать экосистему путешествий.
Хронология спора с ФАС
После жалобы «Опоры России» в январе 2019 года ФАС проверила работу Booking.com и потребовала от сервиса исключить из договоров с отелями условие о паритете цен.
Сервис предупреждение регулятора проигнорировал, и в декабре 2019 года в отношении Booking.com было возбуждено антимонопольное дело.
В декабре 2020 года ФАС признала Booking.com нарушителем закона «О защите конкуренции» и вновь потребовала прекратить действия, нарушающие закон. В феврале 2021 года сервис оспорил выводы ФАС в Арбитражном суде Москвы. В августе суд отказался удовлетворить иск Booking.com, компания подала апелляционную жалобу. Заседание назначено на 11 ноября.
Параллельно в августе ФАС наложила на Booking.com оборотный штраф в 1,3 млрд руб. В сентябре компания оспорила и это решение в Арбитражном суде Москвы. Ближайшее заседание назначено на 24 ноября.
— Как паритет цен поддерживает туристическую индустрию? По логике ваших оппонентов это, наоборот, выглядит так, будто вы ограничиваете отели, заставляя их работать только с Booking.com.
— Когда гость хочет найти себе отель для отдыха и на разных сайтах видит совершенно разные цены, это в лучшем случае настораживает и вызывает недоумение, в худшем — вызывает у него недоверие и отказ от бронирования конкретно этого отеля.
Для отрасли положение о паритете способствует конкурентному и справедливому рынку. Малые средства размещения, которых у нас очень много, не всегда могут позволить себе собственный сайт, и это ставит их в еще более невыгодное положение относительно крупных конкурентов. Мы считаем, что цена должна быть одна на всем рынке — чтобы она была очевидна и гостям, и партнерам.
Для Booking.com паритет цен — это вопрос справедливости наших вложений. Мы вкладываем огромное количество денег, буквально миллиарды долларов на глобальном уровне, в рекламу, чтобы клиент попал на страницу именно этого отеля на Booking.com. Мы оптимизируем сайт, добавляем контент, новые языки, инструменты. Информацию о каком-нибудь маленьком отеле в Ульяновске мы переводим на 44 языка. Гость, который забронировал объект через Booking.com, всегда может связаться с нами 24 часа в сутки, поговорить на своем языке и получить поддержку — тысячи людей в компании этим занимаются. Сам отель этого обеспечить не может.
Концепция паритета цен работает в большинстве стран мира. Нам это позволяет избежать того, чтобы объекты размещения пользовались нашей платформой как бесплатной рекламной площадкой, а потом уводили клиентов на свой сайт, где цена будет ниже. Но изначально паритет цен ввели сами объекты размещения. Отельеры хотели, чтобы цены были везде одинаковыми, потому что боялись, что онлайн-турагентства будут занижать стоимость.
— Если отельеры сами выступали за эту практику, почему тогда «Опора России» обратилась в ФАС с жалобой?
— Об этом лучше спросить их. Видимо, они представляют интересы какой-то определенной группы отелей, которые хотят делать то, о чем я говорил выше, — пользоваться Booking.com как рекламной площадкой и при этом иметь возможность переманить гостя на свой сайт, сделать постоянным клиентом и больше Booking.com комиссию не платить.
Буквально на днях в переписке профессионалов обсуждали еще более неприятную для нас ситуацию, когда отель уже на ресепшен говорит гостю: «Отмените бронь на Booking.com, а мы вам сделаем скидку». Коллеги этого отельера говорили ему, что не понимают, в чем логика. Это точно так же, как если гость придет в ресторан, пойдет к повару и скажет: «Давай договоримся, я в ресторане платить не буду, а ты мне приготовишь блюдо, и я заплачу тебе напрямую со скидкой». Или повар к гостю подойдет и скажет: «Я тебе со скидкой приготовлю». Логика та же самая: если вы обращаетесь за услугой в Booking.com, то за услугу платформы, как и в ресторане, по-хорошему нужно платить.
На мой взгляд, размер комиссии соответствует уровню услуг, который мы предлагаем партнерам. Отель платит комиссию за наши услуги только в том случае, если клиент заехал и оплатил бронирование. Наши ставки одни из самых низких в отрасли (средний размер комиссии на глобальном уровне составляет 15%. — РБК), при этом мы в эту комиссию вкладываем, как я уже говорил, все больше услуг, постоянно повышаем уровень сервиса, добавляем дополнительные инструменты, продукты, аналитику.
— Судебная практика складывается не в вашу пользу. Суд поддержал выводы ФАС о том, что паритет цен — это нарушение антимонопольного законодательства.
— Мы подали на это судебное решение апелляционную жалобу и ждем результата.
— Если вы проиграете разбирательства в судах, готов ли будет Booking.com заплатить штраф?
— Я не буду спекулировать на тему вероятностей и исходов. Могу только сказать, что мы — ответственная компания. Во всех странах, где бы мы ни работали, мы всегда соблюдаем законодательство и идем путем прозрачных и официальных разбирательств. И будем продолжать действовать именно так.
— Штраф 1,3 млрд руб. — существенная для Booking.com сумма?
— Наши объемы — это публичная информация головной Booking Holdings. Конечно же, пандемия ударила по нам очень сильно. В последнее время мы были прибыльными не так часто, как хотелось бы. В 2020 году в четвертом квартале у нас на 60% упало количество забронированных ночевок. Поэтому любой штраф в такой ситуации — это удар по прибыльности.
— Если вы вынуждены будете этот штраф заплатить, то какова вероятность того, что Booking.com уйдет из России?
— Давайте дождемся решения суда и посмотрим.
Чем известен Booking.com
Сервис Booking.com был основан в 1996 году в Амстердаме. Сейчас на сайте пользователи могут забронировать не только жилье в 223 странах мира, но и авиабилеты, прокат автомобиля, экскурсии, столики в ресторанах и другие варианты досуга.
Активное продвижение Booking.com на российский рынок начал в 2008 году, тогда же было открыто представительство в Москве. Сейчас есть офисы также в Петербурге, Сочи и Новосибирске.
По состоянию на 30 июня 2021 года Booking.com работал более чем с 2,3 млн объектов размещения, из них около 432 тыс. различных гостиниц и мотелей, а также более 1,9 млн домов, квартир и других мест для проживания. За год количество средств размещения снизилось: в конце июня 2020 года Booking.com предлагал путешественникам, которые ищут жилье, услуги более 2,5 млн объектов.
В 2020 году, когда из-за пандемии COVID-19 поездки по всему миру были ограничены, выручка головной Booking Holdigs упала более чем в два раза: с $6,8 млрд против $15 млрд в 2019-м. Операционный убыток в прошлом году равнялся $631 млн по сравнению с $5,3 млрд операционной прибыли в 2019-м. Чистая прибыль сократилась с $4,8 млрд в 2019-м до $56 млн в 2020-м.
В первом полугодии 2021 года выручка Booking Holdigs Inc. выросла на 13% относительно аналогичного периода 2020-го, до $3,3 млрд, операционный убыток сократился более чем вдвое, до $367 млн, а чистый убыток снизился до $5,4 млрд.
О доминировании Booking.com на российском рынке
— В рамках административного разбирательства ФАС оценила долю Booking Holdings B.V. на российском рынке агрегаторов информации о средствах размещения: 84% в натуральном выражении и 80% — в денежном по итогам 2018 года. Вы согласны с этой оценкой?
— Нет. Мы приводили свои аргументы ФАС и не раз говорили об этом на разных уровнях. Мы не считаем, что наша доля на каком-либо рынке доминирующая. Глобальная индустрия путешествий большая — это триллионы долларов, и наша доля в ней очень маленькая.
— Какова ваша собственная оценка непосредственно на российском рынке?
— В странах Европы мы оцениваем свою долю в 13%, и Россию включаем в эту оценку. Уже, чем Европейский регион, я не смогу дать вам данные. Но нет причин, по которым в той или иной стране было бы что-то значительно лучше.
Сужать рынок Booking.com только до онлайн-бронирования средств размещения неправильно, наша деятельность гораздо шире. У нас есть и авиабилеты, и такси, и аренда автомобилей. Мы конкурируем и с туроператорами, и с AirBnB, и вообще со всеми способами бронирования объектов размещения, которые гость может себе представить.
Мы с вами думаем как современные потребители: как забронировать отель? Наверное, онлайн, на каком-нибудь агрегаторе. Но недавнее исследование показало, что отель в среднем имеет шесть-семь каналов продаж. Это и корпоративные продажи, и проведение различных мероприятий, конференций, выставок, и привлечение гостей через собственный сайт и т.п.
Каналов довольно много, и их доля у разных отелей отличается: некоторые средства размещения специализируются только на работе с туроператорами, и все брони им приходят от них. Такие отели есть, например, в Краснодарском крае. Некоторые отели работают сугубо с командированными или корпоративными клиентами, кто-то специализируется на проведении и обслуживании мероприятий. Booking.com там вообще никаким образом не представлен.
О российских офисах и законе о «приземлении»
— Вы утверждаете, что действуете в интересах индустрии путешествий. Почему тогда в разных странах к компании регулярно предъявляют претензии и регуляторы, и местные отельеры?
— Мне кажется, это нормальный процесс для компании, которая появилась фактически на зарождении интернета в 1996 году и стала работать на рынках, которые еще не были зарегулированы. Booking.com всегда был инновационной компанией, поэтому неудивительно, что мы сталкиваемся с вопросами по ходу своей деятельности на разных рынках.
— В этом году был принят закон о так называемом приземлении ИТ-гигантов, который обязывает их открыть полноценное представительство в России. Booking.com, несмотря на существующее уже ООО «Букинг.ком Русия», это тоже касается?
— Я пока не видел Booking.com в списке компаний, которые упоминаются в различных документах и подзаконных актах, тем более в самом законе. А его формулировка не позволяет дать однозначной трактовки. Поэтому, подпадаем ли мы под этот закон или нет, сейчас проверяют наши юристы. Если будем подпадать, значит, мы будем его соблюдать.
— Представители турбизнеса возмущались, что Booking.com по сути работает как туроператор, при этом не соблюдая отраслевое законодательство, и поэтому даже предлагали из-за этого ограничить работу сервиса в России. Насколько корректно сравнивать вас с туроператорами?
— Booking.com в России осуществляет функцию поддержки партнеров. Это сложно связать с маркетингом, и тем более совершенно неграмотно говорить, что эта работа похожа на работу туроператора. Туроператор создает турпродукт, Booking.com его не создает — это принципиальная разница.
— До сих пор у Booking.com был скорее имидж очень закрытой компании. Обсуждали ли вы свои разногласия с той же «Опорой России»?
— Да, безусловно. До того как мы стали судиться с ФАС, я общался и с Алексеем Кожевниковым (вице-президент «Опоры России»). У нас выстроены отношения с разными игроками.
О росте внутреннего туризма в пандемию
— Подтверждаете ли вы возросший у россиян в пандемию интерес к внутреннему туризму?
— Безусловно, из-за закрытия границ внутренний туризм стал трендом. Не только в России — по всему миру люди стали больше путешествовать по своей стране. У людей, которые привыкли путешествовать, желание исследовать мир все равно осталось.
К счастью, страна у нас большая, вариантов много, и государство делает довольно много, для того чтобы у туризма была хорошая реклама. Прошлым и этим летом в топе, конечно, был Краснодарский край — Сочи, Адлер, Геленджик были переполнены. Сюрпризом стало то, что в топ-10 направлений стали попадать такие города, как Волгоград, Калининград, Ярославль, Нижний Новгород — раньше такого не было. Ярославль и Калининград всегда достаточно хорошо бронировались, но сейчас выросли сильнее.
— Увеличилось ли из-за бума внутреннего туризма количество объектов размещения, которые хотят с вами работать? Или, наоборот, из-за пандемии многие сошли с дистанции?
— С самого начала пандемии стало понятно, что нашим партнерам тяжело. А поскольку наш единственный доход — это комиссия с их бронирования, то если у них все плохо, то и у нас не лучше. В апреле 2020 года у нас на 85% упали бронирования — можете себе представить, в каком состоянии мы оказались. Тогда мы решили сфокусироваться на долгосрочном планировании, чтобы, когда спрос начнет восстанавливаться и люди потихонечку снова начнут путешествовать, гости через нас сразу приходили к нашим партнерам. Сейчас ситуация, к счастью, полегче.
Мы стали инвестировать в развитие новых функций, в аналитику, чтобы понять, как меняется спрос. Еще недавно было не так важно, бронируете ли вы на Booking.com один день, или неделю, или месяц, у отеля не было для этого специальных тарифов. Сейчас увеличилось количество бронирований на долгий срок — на неделю и на месяц, и мы создали для этого специальные продукты, которые позволяют нашим партнерам с легкостью создавать такие тарифы.
Раньше была довольно серьезная доля бронирований с невозвратными тарифами. Но сейчас все понимают, что в любой момент могут закрыть границу или отдельный регион. Поэтому мы сделали специальную функцию, которая позволяет партнерам перевести тарифы на гибкие отмены бронирования. Недавно запустили специальное предложение — флеш-скидки, когда в течение 36 часов в России путешественники могли забронировать жилье со скидкой до 30%.
О проверках туристического жилья и лицензировании частного сектора
— Booking.com работает не только с традиционными отелями, но дает возможность и обычному человеку сдать квартиру и на этом зарабатывать. Но частный сектор непрозрачен — к примеру, в Краснодарском крае постояльцы таких объектов не платят обязательный курортный сбор. Можно ли сказать, что Booking.com вносит свой вклад в развитие этого серого рынка?
— Сильная формулировка. Нет, я бы с этим не согласился. Более того, я не раз общался с представителями Ростуризма и других наших органов власти и говорил, что мы не против участвовать в обелении рынка. У нас есть такой опыт: систему лицензирования уже ввели Португалия, Франция, Голландия, недавно этим занялась Венгрия.
— То есть вы бы поддержали лицензирование для туристического жилья в частном секторе в России?
— Да, мы абсолютно поддерживаем эту идею. Например, в Париже или Барселоне власти хотят ограничить количество бронирований, которые в год может получать объект, и привязывают их именно к номеру лицензий. В Краснодарском крае такой проблемы пока нет, но потихонечку, я думаю, это придет и в нашу страну.
— Как вы проверяете легальность сдачи жилья? Можно ли сейчас на Booking.com забронировать хостел в Петербурге в многоквартирном доме на пятом или шестом этаже?
— Когда владелец объекта регистрируется у нас на сайте и подписывает с нами договор, он принимает наши условия и подтверждает, что его деятельность полностью соответствует требованиям российского законодательства.
Но нам очень важно, чтобы партнеры соответствовали российскому законодательству и гости были в безопасности. Есть много процедур для проверки этих объектов — как автоматизированные, так и ручные. Есть даже специальная команда в Амстердаме, которая с помощью высокотехнологичных инструментов осуществляет мониторинг активности. Мы усиленно работаем над мерами безопасности, которые проходит каждый объект для проверки. Поверьте, для нас тема это очень серьезная.
— Как именно вы проверяете безопасность?
— Для начала мы проверяем, что этот объект размещения действительно существует и не обманывает, — всякое бывает. Не могу уходить в подробности, как мы проверяем, иначе это будет легко обойти, но приведу пример: в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году у нас была целая армия людей, которые проверяли объекты размещения, чтобы не было случаев, когда приезжают болельщики из другой страны и оказывается, что их бронь не существует или очень сильно отличается от того, что представлено на сайте, — и таких случаев, к счастью и гордости нашей команды, не было.
— На Booking.com из-за введенных ЕС санкций невозможно забронировать жилье в Крыму для отдыха, но если указать, что едешь в Крым по работе, то бронь подтверждается. Как эта лазейка оказалась возможной?
— Вы правильно говорите: Booking.com — голландская компания, которая действует в соответствии с санкциями, введенными Евросоюзом и правительством Нидерландов в отношении Крыма. Поэтому бронировать там объекты размещения с целью отдыха возможности нет. Но санкции не касаются командировок — бизнес-путешествие не ограничивается.
Мы постоянно корректируем эту, как вы говорите, лазейку, поскольку ни в коем случае не хотим, чтобы это воспринималось так, как вы озвучили, — как будто это возможность обойти санкции. Но мы хотим предоставить возможность забронировать жилье тем гостям, которые действительно едут в Крым по работе.
Мы пока работаем и делаем все возможное, чтобы убедиться, что те, кто хочет забронировать объект размещения в Крыму, могут это сделать только при условии, что путешествуют не с целью отдыха.
Пять фактов об Алексее Матушкине
- Родился 3 ноября 1984 года в Новосибирске.
- В 2006 году окончил Новосибирский государственный университет по специальности «математика», в 2007-м — Политехническую школу в Париже. Имеет степень магистра в области управления инновационными проектами.
- До 2009 года работал в Париже в сфере стратегического консалтинга.
- В 2009–2017 годах занимал руководящие должности в компаниях по продаже модной одежды, в том числе руководил запуском в России французского бренда Kiabi. Работал также управляющим директором туристического онлайн-агентства Dreamlines, специализирующегося на организации круизов в Германии.
- С 2017 года занимает в Booking.com должность регионального директора по работе с партнерами в Восточной Европе, Турции и Грузии.