Лента новостей
«Интерфакс» назвал дату обсуждения возможности запрета на экспорт бензина 20:19, Новость WP узнала, сколько военных Европа готова направить на Украину 20:09, Статья В ЦСКА объяснили срыв перехода бразильца «за пару часов» до рейса 20:08, Статья Канада ввела санкции против двух структур «Волга-Днепр» 20:06, Статья Чиновник, обстрелявший четверых в Дагестане, явился с повинной 19:52, Новость Альфа-Банк назвал «чрезмерно эмоциональной» реакцию ОФЗ на геополитику 19:37, Статья Хинштейн сообщил об обстреле села Крупец в Курской области 19:36, Новость Цены на новостройки в России в январе снизились в реальном выражении 19:22, Статья Макрон позвонил Трампу перед экстренным саммитом в Париже 19:21, Новость Эксперты назвали самый сложный вопрос в урегулировании на Украине 19:17, Статья Кудерметова победила Александрову и вышла на Соболенко на турнире в Дубае 19:17, Статья Европейский рынок акций установил новый рекорд за счет оборонных компаний 19:11, Статья AFP узнало о переносе саммита в Саудовской Аравии по «переселению» Газы 19:08, Новость Игрок Ночной хоккейной лиги погиб в ДТП в Удмуртии 19:06, Статья Ушаков допустил участие Дмитриева в переговорах с США в Эр-Рияде 18:59, Новость Небензя допустил скорое окончание «горячей фазы» конфликта на Украине 18:58, Статья Кто поехал на переговоры в Саудовскую Аравию от России и США. Инфографика 18:49, Статья Военная операция на Украине. Главное 18:40, Статья
Газета
₽62 млрд обогнут Тверь
Газета № 164 (3453) (2810)
0

₽62 млрд обогнут Тверь

Правительство определилось с источником средств на достройку трассы Москва — Петербург
Для строительства трассы в обход Твери правительство выделит 25,6 млрд руб. из ФНБ, общий бюджет проекта — около 62 млрд руб. Эти деньги необходимы для завершения строительства платной трассы Москва — Петербург
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Правительство определилось, за счет каких средств будет завершено строительство скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург М11 «Нева». На достройку трассы в обход Твери, которую проектирует госкомпания «Автодор», необходимо около 62 млрд руб., из них 25,6 млрд руб. планируется выделить из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Об этом РБК рассказал источник, знакомый с подготовкой проекта. Представитель Минтранса подтвердил РБК, что вариант выделения возвратных средств в том числе ФНБ «действительно рассматривается» и уже поддержан правительством.

Общая протяженность трассы М11 составляет 669 км, введено в эксплуатацию 610 км. Сейчас «Автодор» завершает корректировку проектной документации на строительство ее последнего недостроенного участка — северного обхода Твери протяженностью 62,4 км.

Минэкономразвития совместно с Минфином проводит анализ проектов для оценки финансовых параметров предоставления средств ФНБ, необходимых для их реализации. «Среди рассматриваемых проектов действительно есть проекты «Автодора», финальные параметры финансирования которых на данный момент уточняются», — отметили в пресс-службе Минэкономразвития.

«Проект оценивается в [сумму] порядка 62 млрд руб., и, по нашим расчетам, около 30 млрд руб. будет выделено из федерального бюджета», — сообщили РБК в аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина (курирует строительство крупных инфраструктурных проектов). Но представитель Хуснуллина не раскрыл сумму заимствований из ФНБ. «Сейчас этот вопрос находится в проработке. Мы ищем возможности для обеспечения финансирования строительства», — отметил он. По его словам, этот участок скоростной трассы должен быть завершен — проект важен как для социально-экономического развития Тверской области, так и для развития сети высокоскоростных автодорог в целом по стране.

Когда достроят дорогу в Петербург

Строительство автодороги Москва — Петербург задумали в 2006 году, начали в 2010-м и планировали закончить в начале 2018 года, к чемпионату мира по футболу в России. В ноябре 2019 года движение по основной части трассы открыл президент Владимир Путин. «У нас в истории страны, в истории дорожного строительства ничего подобного пока не было, такого уровня, такого класса», — отметил он. По этой трассе можно доехать до Петербурга за 5,5–6 часов.

При этом дорога до сих пор полностью не построена. Движение в Тверской области частично проходит по реконструированному участку федеральной автодороги Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург M10 «Россия». «Новое направление (М11. — РБК) примет на себя транзитное движение, в том числе и во внутриобластном сообщении, а существующая дорога М10 «Россия» будет ориентирована на местное движение, что позволит обеспечить высокую скорость сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом», — сообщала пресс-служба Кремля.

Общество
Путин открыл платную трассу из Москвы в Санкт-Петербург

Построить северный обход Твери предложил губернатор Тверской области Игорь Руденя сразу после открытия основного участка трассы. «Реализация этого проекта нам позволит создать транспортные коридоры до Ярославской области, до Вологды и до города Дубна Московской области», — заявил Руденя на совещании с Путиным. По его словам, благодаря этому проекту удалось привлечь в регион инвестиции, например владельца Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимира Лисина (18 млрд руб. в комплекс по производству молока). С северного обхода также будут подъездные пути к Тверскому вагоностроительному заводу, который входит в «Трансмашхолдинг» Андрея Бокарева и Искандера Махмудова.

Сейчас при движении из Москвы до 149-го км автомобилисты едут по скоростной платной дороге, далее сворачивают на южный обход Твери (в составе бесплатной М10) и следуют по нему 26 км до пересечения с М11. Здесь они сталкиваются с большим количеством населенных пунктов, светофоров и ограничений скорости.

«Автодор» рассчитывает получить положительное заключение Главгосэкспертизы на реализацию проекта cеверного обхода Твери до конца 2021 года, говорил глава компании Вячеслав Петушенко в середине сентября. Тогда он не исключал, что строительство начнется в 2022 году. Начало строительно-монтажных работ и их финансирование планируется обеспечить в 2022 году, а завершить — в 2024 году, уточняют в Минтрансе.

На строительство трассы М11 уже потратили 520 млрд руб., из которых 370 млрд руб. — бюджетные средства. Петушенко отмечал, что «Автодор» прорабатывает схему заключения долгосрочного инвестиционного соглашения на строительство и содержание северного обхода Твери с привлечением до 50% (из 62 млрд руб.) внебюджетного финансирования на возвратной основе. Будут прорабатываться варианты сокращения доли инвестиций из федерального бюджета (сейчас заложено 30 млрд руб.), сказал источник РБК, знакомый с подготовкой проекта. Средства ФНБ как раз относятся к внебюджетным и возвратным. Согласно постановлению правительства, доля средств из суверенного фонда не может превышать 50% совокупного объема финансирования проекта за счет всех источников, поэтому обход Твери (25,6 млрд из 62 млрд руб.) укладывается в это правило. Представитель Минтранса говорит, что теперь планируемый объем средств на реализацию проекта не из бюджета и ФНБ составляет порядка 10% от общей стоимости.

Вопрос выделения средств на северный обход Твери будет решен после принятия федерального бюджета на 2022–2024 годы, отметил представитель Минтранса. РБК направил запрос в пресс-службу «Автодора».

Какие еще проекты претендуют на средства ФНБ

Объем ФНБ составляет 13,899 трлн руб., или 12% от внутреннего валового продукта (по данным Минфина на 1 октября). Средства фонда можно вкладывать в инфраструктурные проекты при превышении планки в 7% ВВП.

В предварительный список проектов, которые могут претендовать на средства ФНБ, вошли 32 инициативы, но только 11 из них находятся «реально в детальной проработке», говорил «Ведомостям» замминистра экономического развития Илья Торосов. В общей сложности в 2021–2024 годах в эти проекты планируется вложить 1,6 трлн руб. из фонда, их суммарная стоимость на этот срок с учетом частных инвестиций составит 9 трлн руб., уточнял он.

По оценкам InfraOne Research, есть пять наиболее крупных проектов, претендующих на средства ФНБ в 2021 году:

  • третий этап развития БАМа в Якутии (188 млрд руб.);
  • модернизация коммунальной отрасли (150 млрд руб.);
  • строительство автодороги М12 Москва — Нижний Новгород — Казань (150 млрд руб.) с продлением до Екатеринбурга (50 млрд руб.);
  • развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла (105 млрд руб.);
  • развитие теплоэнергетики на Дальнем Востоке (56 млрд руб.).

Бизнес
Мантуров заявил о выделении денег из ФНБ для закупки авиатехники Фото: Андрей Любимов / РБК

Как правило, власти направляют деньги суверенного фонда в основном на проекты, реализуемые государством или зависимыми от него инфраструктурными компаниями, нежели на проекты со значительным участием частных инвесторов, отмечают в InfraOne Research. «Пока бóльшая вероятность получить средства ФНБ у компаний, реализующих проекты по поручениям правительства в рамках своих инвестиционных программ», — считает руководитель агентства Александра Галактионова.