Ноутбуки поднялись на новой волне
О том, что в октябре продажи ноутбуков вновь начали расти, РБК рассказали несколько участников рынка. Вывод подтверждают данные GfK, согласно которым в прошлом месяце было продано более 296 тыс. ноутбуков, что на 11% больше, чем в октябре 2020-го. Причем в последнюю неделю октября продажи выросли сразу на 25% по сравнению с аналогичной неделей год назад.
По словам представителя пресс службы «М.Видео-Эльдорадо», в октябре спрос на ноутбуки в этой сети прибавил более 20% в штуках и больше трети в деньгах, что было выше рынка, который вырос примерно на 15% в количественном выражении и около четверти в денежном. «Спрос драйвили сразу несколько факторов — в октябре мы увеличили ассортимент, стартовала новая версия Windows, в ряде регионов стали вводиться ограничения, связанные с пандемией, затем появилась информация о нерабочих днях, во второй половине месяца интерес подогревала «черная пятница» (распродажа, которая приходится на 26 ноября, но в этом году в некоторых сетях была запущена раньше)», — рассказал представитель «М.Видео-Эльдорадо». Увеличение спроса подтвердил и представитель МТС: после введения ограничений, по его словам, продажи ноутбуков увеличились на 15%.
Нерабочие дни были введены в Воронежской, Нижегородской, Курской, Новгородской и Самарской областях, а также в Пермском крае с 25 октября; в Северной Осетии и Чувашии — с 26-го, в Саратовской области — с 27-го; в Москве, Подмосковье, Калининградской области, Республике Адыгея — с 28-го; в остальных регионах России, за исключением Пермского края, — с 30-го; в Пермском крае — с 1 ноября.
Как первый локдаун повлиял на спрос
Спрос на ноутбуки начал расти с весны 2020 года на фоне роста курса доллара и введения ограничений из-за пандемии. Так, в марте прошлого года продажи выросли на 68% по сравнению с тем же месяцем 2019-го, оценивала ранее GfK.
За весь 2020 год в России было продано около 3,1 млн ноутбуков на сумму 140 млрд руб., что на 30% в штуках и 55% в деньгах больше, чем годом ранее, оценивала «М.Видео-Эльдорадо». «Во время пандемии и действия режима самоизоляции у россиян возникла потребность в мобильных компьютерах для работы, учебы и других повседневных онлайн-задач, а также для развлечений — игр, кино и пр. Ноутбуки стали одними из товаров первой необходимости», — говорил руководитель направления «Домашний офис» «М.Видео-Эльдорадо» Алексей Помозов.
Однако в этом году продажи снизились по отношению к показателям прошлого. В первом квартале показатель снизился на 11,9% по отношению к тому же периоду 2020 года, во втором квартале — на 13,6%, в третьем — на 9,5%. Старший консультант GfK Андрей Серегин пояснил, что в начале прошлого года введение карантина совпало с резким падением курса рубля, что привело к традиционному росту рынка дорогих импортных товаров. Затем спрос подстегивали карантин и удаленная работа, и к четвертому кварталу он был уже в основном удовлетворен. В этом году рынок возвращается к традиционной сезонности.
С чем связан новый всплеск
По словам гендиректора Acer в России Дмитрия Кравченко, рост рынка компьютеров продолжается за счет обновления парка устройств в компаниях. «Объем рынка ПК в нашей стране достигал пиковых значений в 2012 году, а затем его отчасти каннибализировали планшеты и смартфоны. Эти устройства преимущественно используются для потребления контента и не очень удобны для его создания, поэтому часто не подходят для продуктивной работы или учебы. Поэтому государственные, образовательные организации, компании и индивидуальные потребители в 2020 году массово осознали незаменимую роль современного производительного компьютера для решения своих повседневных задач», — указал Кравченко. По его словам, текущий объем рынка ПК в России в разы меньше уровней 2012 года, из чего он делает вывод, что в стране существует «значительный отложенный спрос на обновление настольных компьютеров и ноутбуков, который будет поддерживать рост в ближайшие годы».
При этом главным фактором для роста продаж именно в октябре глава Acer назвал текущую стоимость устройств. «В прошлом году в условиях дефицита ретейлеры начали поднимать цены на ноутбуки, чтобы не остаться с пустыми полками, тогда как сейчас предложение сбалансированно по ценовым сегментам. Себестоимость на большинство компонентов пока растет в долларах. В локальной валюте ее сглаживает укрепление рубля», — отметил Дмитрий Кравченко.
Руководитель пресс-службы ASUS Кирилл Погорелов напомнил, что в третьем квартале прошлого года продажи были очень хорошими, поэтому в этом году за тот же период было падение. В четвертом квартале 2020-го, по его словам, товара не хватало, и в этом году можно ожидать рост, хотя «по-прежнему остается неопределенность с производством и логистикой, поэтому итоговый результат сложно прогнозировать».
Старший директор по продажам Huawei CBG Аркадий Граф говорит, что в продажах ноутбуков в этом году «снова наблюдаются любопытные результаты». По его словам, в октябре компания зафиксировала рост продаж устройств серии Huawei MateBook и ожидает еще больший рост до конца декабря. В качестве причин он назвал то, что дистанционный, или внеофисный, формат работы для многих компаний с прошлого года стал нормой. «За время вынужденной самоизоляции пользователи ощутили, как важно обустроить дома полноценный смарт-офис, чтобы не просто выполнять рабочие или учебные задачи, но и делать это максимально эффективно и с разумной тратой времени», — отметил он.
По словам президента HONOR в России, Турции и странах СНГ Тони Рана, они видят рост интереса к ноутбукам с большим экраном и камерой с более высоким разрешением, что, по его мнению, может быть обусловлено необходимостью постоянно совершать рабочие видеозвонки.