Лидеры США и КНР дружески обменялись претензиями
Как готовились к переговорам
Вечером в понедельник, 15 ноября, по вашингтонскому времени (в Пекине уже было утро вторника) президент США Джо Байден и председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин провели видеосаммит. Это были первые полноформатные переговоры лидеров двух крупнейших экономик мира после инаугурации Байдена, хотя с того момента они дважды говорили по телефону.
Встреча прошла в видеоформате — Си Цзиньпин с начала пандемии коронавируса не выезжает за пределы страны. Байден и его команда собрались в конференц-зале Белого дома (Roosevelt Room), Си Цзиньпин включился из одного из залов Дома народных приемов в Пекине.
К переговорам на высшем уровне команды обоих лидеров готовились давно. Еще в марте на Аляске прошла встреча госсекретаря США Энтони Блинкена и помощника президента по национальной безопасности Джейка Салливана с китайскими коллегами — членом Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) Яном Цзечи и министром иностранных дел КНР Ваном И, на которой стороны в течение двух дней жестко обсуждали обширные взаимные претензии.
Байден и Си Цзиньпин в начале встречи особо подчеркнули ее дружеский настрой. Приветствуя собеседника, Байден сказал, что они с Си Цзиньпином давно знакомы, еще со времени его путешествия по Китаю в 2011 году (тогда Байден, вице-президент США, провел несколько дней за беседами с Си Цзиньпином, который только готовился принять власть). «Может, мне стоит начать более формально, хотя мы с вами никогда не были так формальны друг с другом», — напомнил о том времени Байден, после чего перешел к актуальным проблемам. «Представляется, что наша ответственность как лидеров Китая и США — гарантировать, что соперничество между нашими странами не перейдет в конфликт, намеренный или непреднамеренный. Только простая прямая конкуренция», — так обрисовал Байден текущую задачу, отметив, что сотрудничать можно по вопросам, представляющим взаимный интерес, таким как борьба с изменением климата.
Си Цзиньпин, указав, что онлайн-встреча не так хороша, как «встреча лицом к лицу», подчеркнул, что «счастлив видеть старого друга». Он же в публичных ремарках подчеркивал общность интересов: США и Китаю, по его мнению, надо наращивать общение и сотрудничество.
Что обсуждали
Прежде всего Байден выразил обеспокоенность ситуацией в Синцзяне, Тибете и Гонконге, а также в целом проблемой соблюдения прав человека в Китае. Во всех трех автономных районах КНР, по мнению американских официальных лиц и правозащитников, Китай проводит дискриминационную политику, нарушая права уйгурского и тибетского меньшинства, а также права гражданских активистов в Гонконге. Китай такую критику называет неправомерным вмешательством во внутренние дела.
Байден также четко заявил о необходимости защиты американской промышленности и рабочих от нечестных торговых и экономических практик Китая. Несправедливым китайский подход назвал еще республиканский предшественник Байдена Дональд Трамп, который по этой причине ввел серию торговых ограничительных мер против китайских товаров. Байден от этой практики пока не отказался.
Американский президент также заявил о необходимости сохранения свободы и открытости в Индо-Тихоокеанском регионе и сообщил о неизменной решимости Соединенных Штатов выполнять свои обязательства в регионе, подтвердив важность свободы судоходства и безопасных полетов для процветания региона. В поддержку этой линии при Байдене Вашингтон начал активно развивать два многосторонних формата взаимодействия со странами региона — AUKUS (Австралия, Великобритания и США) и Quad (Япония, Индия, США, Австралия). Пекин оба формата критикует за антикитайскую направленность.
Последней темой, согласно информации Белого дома, стала тема Тайваня (китайской республики). Пекин рассматривает территорию острова, которую фактически не контролирует с 1949 года, как часть КНР. Байден подчеркнул на встрече приверженность принципу «одного Китая» и осудил все односторонние попытки изменить статус-кво в регионе. Подписывая в 1979 году соглашение об установлении дипломатических отношений с Пекином, Вашингтон согласился с тем, что правительство КНР является единственным законным представителем правительства Китая, а народ США может поддерживать культурные, коммерческие и другие неофициальные отношения с народом Тайваня. Но с тех пор Вашингтон активно сотрудничает с островным правительством, в частности поставляя туда вооружения. Си Цзиньпин на это заявил, что окончательное воссоединение Китая — общее стремление всего китайского народа, и Пекин готов проявить терпение, но если сепаратистские силы, выступающие за независимость Тайваня, будут провоцировать насилие и перейдут красную черту, придется прибегнуть к «решительным мерам».
Стоит ли ждать каких-то результатов
По мнению американских чиновников, которых цитирует Reuters, встреча не завершилась прорывом. «Кажется, они обменялись мнениями обо всем на свете, но не объявили ни о решениях, ни о новых политических шагах. Возможно, это будет сделано в ближайшее время, но если нет, то встреча стала просто фиксированием позиций сторон. То есть стороны договорились, что отношениям нужны некоторые защитные барьеры и стабильность, но не договорились о том, как их добиться», — заявил Reuters Скотт Кеннеди, эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований. По сравнению с периодом президентства Трампа стилистика стала менее оскорбительной, но суть не изменилась, напротив, стала еще более артикулированна, сказал РБК генеральный директор Российского совета по международной политике Андрей Кортунов.
Американская стратегия на китайском направлении схожа со стратегией в отношениях с Россией, не случайно во многих стратегических документах, которые сейчас принимаются в США, Россия и Китай упоминаются через запятую — как основные геополитические противники Вашингтона, отметил Кортунов. Однако поскольку Китай является главным стратегическим противником, то существуют нюансы: в отношениях с Россией Байден исходит из того, что можно снизить издержки, чтобы высвободить силы для долгосрочного стратегического противостояния с Пекином, поэтому на некоторых направлениях Вашингтон готов допускать некоторые послабления Москве, например, смотрит сквозь пальцы на военно-техническое сотрудничество с Индией, в том числе по С-400, сказал эксперт.