Коми и Татарстану не хватает составов
Дефицит вагонов создает риски прекращения работы расположенного в Татарстане поставщика железобетонных конструкций для нефтяных компаний, следует из письма президента Татарстана Рустама Минниханова, которое он 16 ноября направил вице-премьеру Марату Хуснуллину.
В письме Минниханова речь идет об Апсалямовском комбинате стройконструкций и материалов, который поставляет железобетонные утяжелители нефтяным компаниям. Прекращение работы предприятия «негативно отразится на социально-экономической ситуации в Ютазинском муниципальном районе республики» (в нем проживают более 21 тыс. человек), указано в письме, которое поступило в аппарат вице-премьера. По нему «дано поручение Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минтрансу совместно с РЖД рассмотреть и представить свои предложения», сообщили РБК представитель Хуснуллина и руководитель пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова.
О проблемах из-за «острого дефицита» вагонов также сообщила и Коми тепловая компания (КТК), которая получает уголь в основном от компании «Русский уголь», заявившей об отсутствии вагонного парка.
Региональный поставщик теплоснабжения предупредил РЖД о «возникающих рисках срыва отопительного сезона» в Коми. Об этом говорится в письме, которое замначальника Центра фирменного обслуживания (ЦФТО; филиал РЖД) Андрей Дреничев отправил 6 декабря исполнительному директору Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексею Дружинину.
У РБК есть копии этих писем — их подлинность подтвердил менеджер железнодорожного оператора.
«Надеемся, что «Русский уголь» и РЖД услышат нашу просьбу об организации своевременной поставки оплаченного топлива для котельных, расположенных на территории Коми», — заявил РБК руководитель КТК Николай Титов.
РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса, ФАС, администрации Коми и в «Русский уголь».
Почему предприятиям не хватает вагонов
Рустам Минниханов указывает, что «крупнейшие собственники вагонов — Первая грузовая компания (ПГК), РЖД и Федеральная грузовая компания (ФГК) — не предоставляют полувагоны в достаточном количестве, мотивируя это необходимостью выполнения иных задач, поставленных государством». До конца 2021 года Апсалямовский комбинат должен отправить 440 вагонов железобетонных утяжелителей на станции Свердловской железной дороги. В октябре предприятие планировало «отгрузить 180 полувагонов, по факту отгружено шесть».
«Недопоставка по октябрьскому объему составляет 46 вагонов», — заявила РБК коммерческий директор Апсалямовского комбината Людмила Суркова. Чтобы решить проблему, предприятие стало отправлять часть грузов не полувагонами, а железнодорожными платформами. По словам Сурковой, комбинат заключил договора с несколькими организациями, поставляющими подвижной состав. «Но каждая организация может предоставить нам не более 10-15 вагонов, в то же время полувагоны предоставляются выше на 40%, чем было ранее», — отметила она.
У ПГК нет обязательств по предоставлению парка Апсалямовскому комбинату, парируют в пресс-службе этого оператора. При этом представитель ПГК согласен, что на железной дороге сложился дефицит вагонов, вызванный ростом погрузки на сети на 5–6% при общем сокращении рабочего парка вагонов. «У некоторых операторов вагоны отставлены от работы из-за непроведенных ремонтов, задействование которых могло бы компенсировать образовавшийся дефицит парка», — замечает он.
4 декабря замгендиректора РЖД Алексей Шило писал Алексею Дружинину, что ситуация с грузовыми вагонами для перевозок социально значимых грузов «вызывает особую тревогу». По его словам, «факты необеспечения вагонами перевозок строительных грузов, каменного угля, перевозимого в адрес предприятий ЖКХ и энергетики, химических и минеральных удобрений фиксируются систематически». Сейчас в состав СОЖТ входит 30 операторов железнодорожного подвижного состава.
После обращения РЖД в СОЖТ на состоявшемся 9 декабря заседании президиума союза принято решение о создании оперативного штаба для реагирования на ситуацию с предоставлением подвижного состава операторами. «Организовано взаимодействие с регионами и предприятиями, ведется мониторинг и оценка потребностей в подвижном составе», — говорит представитель РЖД.
По его словам, на рынке «наблюдается ситуация локальной нехватки вагонов». «В этих условиях дочерние общества РЖД, работающие наравне с остальными компаниями на рынке, берут на себя вывоз всех социально значимых, низкодоходных грузов», — продолжает он, подчеркивая, что доля ФГК в парке полувагонов на сети РЖД составляет всего 17%. «Обеспечить перевозки всего объема грузов таким парком невозможно», — сетует представитель РЖД. В ФГК отказались от комментариев.
Причины дефицита вагонов
По словам гендиректора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, дефицит на рынке полувагонов наблюдается с весны 2021 года. Среди его причин он называет восстановление экономики России и рост спроса на внешних рынках, а также уровень эффективности работы системы диспетчеризации РЖД. Дополнительным фактором усиления дефицита стал запрет Китаем из-за коронавируса приема всех грузов, добавляет Бурмистров. В пресс-службе СОЖТ дефицит вагонов объясняют традиционно высокими объемами перевозок в третьем-четвертом кварталах, повышенным спросом вагонов под грузы ЖКХ к зиме и северный завоз. Но в 2021 году к этому добавилась «благоприятная конъюнктура мировых цен на уголь», добавил представитель союза.
Сложившаяся ситуация обусловлена желанием угольных компаний извлечь выгоду от экспортных отгрузок, говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. «Отгрузка на экспорт осуществляется в приоритете по отношению к внутренним перевозкам», — отмечает он. Иванкин также соглашается с Бурмистровым в том, что технологическое обеспечение перевозок снизилось.
По прогнозам Иванкина, ситуация с парком полувагонов не изменится ранее марта 2022 года. Бурмистров более пессимистичен: «Учитывая высокий спрос на российский уголь на экспортных рынках и сохранение проблем с диспетчеризацией, дефицит полувагонов сохранится как минимум до второй половины 2022 года».