Лента новостей
Песков ответил на вопрос об обращении врачей в защиту осужденной Буяновой 12:33, Новость Как руководителю донести свое послание до представителей разных поколений 12:22, Статья Над Россией сбили две британские ракеты Storm Shadow 12:20, Статья Минобороны сообщило о взятии под контроль села Дальнее в ДНР 12:18, Статья По делу замглавы «Роскосмоса» Фролова арестовали склад и машино-место 12:14, Новость Эксперты допустили подъем средних ставок по ипотеке выше 30% к концу года 12:14, Статья Мамиашвили в шестой раз переизбрали президентом федерации борьбы 12:14, Статья Кремль ответил на заявление Пентагона об условии обмена ядерными ударами 12:09, Статья В Ульяновске возобновил работу бывший завод шин Bridgestone 12:06, Новость Почему люксовые бренды являют свои символы на уровне бессознательного 12:02 Топ-7 инновационных устройств Xiaomi в 2024 году. Они доступны в России 12:02, Статья На вес золота: какие PR-специалисты будут востребованы в 2025 году 12:00 На HR-форуме раскрыли методы привлечения персонала в сферу АПК 11:58 Венгрия поставит системы ПВО у границы с Украиной 11:56, Статья Объем капитала в управлении биткоин-ETF превысил $100 млрд 11:55, Статья Росреестр разъяснил, что делать дольщикам в случае банкротства девелопера 11:46, Статья Правозащитники назвали разрушительным решение Байдена по минам для ВСУ 11:44, Статья Пушкин обогнал квадроберов в списке «слов года» 11:41, Новость
Газета
Ведущие телеканалы синхронно теряют рейтинги
Газета № 200 (3489) (2412)
0

Ведущие телеканалы синхронно теряют рейтинги

Компания Mediascope представила данные о зрительских предпочтениях в 2021 году
«Россия 1» уже шестой год становится самым популярным каналом у российских телезрителей. Существенных изменений в позициях каналов не произошло, но в 2021-м отмечается общее снижение рейтингов и доли аудитории у всех вещателей
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Российский офис компании ECI Media Management, одного из клиентов официального измерителя российской аудитории Mediascope, по просьбе РБК подсчитал показатели аудитории всех федеральных каналов за первые 11 месяцев 2021 года. Итоги года на российском ТВ сама компания Mediascope, утвержденная Роскомнадзором на 2020–2022 годы как единый измеритель телеаудитории, публикует в начале января после новогодних праздников. Но на финальные годовые позиции каналов декабрь, как показывают результаты прошлых лет, практически не влияет.

После публикации материала было внесено исправление в части показателей телеканала РЕН-ТВ - вещатель находится на пятом месте среди каналов по итогам 11 месяцев.    

Телеканал «Россия 1» (входит в госхолдинг ВГТРК) вновь претендует на первое место среди федеральных телевещателей в 2021 году. По итогам января—ноября рейтинг флагманского канала ВГТРК в аудитории старше четырех лет составил 1,76%, доля — 11,52%. Его основной конкурент — «Первый канал», шестой год подряд занимает второе место с рейтингом 1,48% и долей 9,77% за аналогичный период. Замыкает тройку лидеров традиционно НТВ (1,34 и 8,79% соответственно).

Как измеряется аудитория каналов

Топ телеканалов, основанный на данных Mediascope, строится на основе двух ключевых показателей.

Рейтинг — это соотношение всех, кто смотрел тот или иной канал, и всего населения.

Доля аудитории показывает, сколько зрителей было у конкретного канала относительно всех, у кого в данный момент был включен телевизор.

У каждого вещателя есть своя целевая аудитория, но, чтобы сравнивать каналы между собой, используется общая аудитория — все зрители старше четырех лет. До 2020 года измерения были ограничены только телезрителями в крупных городах с населением больше 100 тыс. человек, но с прошлого года данные учитывают телесмотрение и в небольших населенных пунктах.

Технологии и медиа
«Россия 1» в пятый раз обошла «Первый канал» по популярности Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

«Первый канал» впервые уступил «России 1» позиции самого популярного канала по среднесуточной аудитории по итогам 2016 года. Тогда, согласно измерениям Mediascope, среди всех зрителей старше четырех лет доля «России 1» по всей стране составила почти 12,9%, а у «Первого канала» — 12,7%. До этого «Первый канал» лишь один раз уступал лидерство: в 2012-м на первое место вышел НТВ с долей аудитории 14,7 против 14,3%, но через год «Первый канал» снова возглавил рейтинг за счет увеличения контента.

Гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст неоднократно критиковал методику Mediascope. В 2005 году «Первый канал» даже отказался от услуг измерителя (тогда Mediascope работал под брендом TNS), и хотя в 2017 году их сотрудничество возобновилось, медиаменеджер называл методику устаревшей и отмечал, что система «измеряет только сегмент аудитории в основном пожилой, малоподвижной и не очень состоятельной». Измерения Mediascope проводит с помощью специальных приборов — пиплметров, которые устанавливает в домохозяйствах и измеряет, какие каналы и в какое время смотрят россияне. В 2020 году гендиректор «Первого канала» заявил, что анализировать аудиторию на основании этих данных «так же опасно, как летчику пилотировать самолет по сломанным приборам». По словам Эрнста, «мало кто представляет», что доли и рейтинги больших каналов в городах с миллионным населением «часто распределяются на основании данных порядка 30 таких коробочек, так что победу того или иного канала явно определяет бабушка, в чью-то пользу заснувшая у телевизора».

Технологии и медиа
Эрнст сравнил анализ Mediascope с пилотированием по сломанным приборам <p>Константин Эрнст</p>

Почему в 2021 году россияне смотрели меньше телевидения

Существенных изменений в позициях каналов в рейтинге популярности по сравнению с прошлым годом не произошло, но в 2021 году отмечается общее снижение показателей рейтинга и доли аудитории у всех вещателей, свидетельствуют данные ECI Media Management. В 2020 году связанные с пандемией ограничения усилили интерес к домашнему потреблению аудиовизуального контента, и медиабизнес этим воспользовался: количество платформ, предлагающих разнообразные продукты, и популярность онлайн-кинотеатров выросли, отмечает главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов. «Большие каналы не могут так оперативно и гибко перестраиваться и теряют аудиторию не только у нас — это мировой тренд», — поясняет эксперт.

В целевой аудитории телеканалов, на которую ориентирована большая часть передач у каждого из них, также заметно снижение. Так, у «Первого канала» целевая аудитория — зрители в возрасте 14–59 лет: доля вещателя за 11 месяцев 2021 года снизилась с 8,68 до 7,79% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Для «России 1» и НТВ целевой является аудитория в возрасте 18+. Доля каналов в этой категории — 12,27 и 9,28% соответственно (против показателей 12,5 и 10,35% годом ранее). ТНТ, в свою очередь, ориентируется на россиян от 14 до 44 лет. По итогам одиннадцати месяцев у вещателя было 8,23% этой аудитории (в предыдущем году — 8,46%). Целевая аудитория СТС — 10–45 лет, его доля в ней — 9,9% (в 2020 году было 10,21%).

Представители ВГТРК, «Первого канала» и НТВ на момент публикации материала на запросы РБК не ответили. В пресс-службе «Газпром-Медиа» напомнили, что в 2021 году федеральные телеканалы холдинга (среди них НТВ, «Матч ТВ», ТНТ, ТВ-3, «Пятница!», 2х2) показали суммарно 207 премьерных проектов. В холдинге также заявили, что «десятый год подряд удерживают лидерство в телеаудитории в возрасте от 14 до 44 лет», однако точные цифры не привели.

Технологии и медиа
Российские телеканалы возобновили съемки за границей после COVID-простоя <p>Форт Боярд</p>

В пресс-службе СТС, в свою очередь, со ссылкой на Mediascope заявили, что доля канала по целевой аудитории во всех городах России выше — за 11 месяцев 2021 года она составляет 10,1%. Представитель вещателя также напомнил, что в новом телесезоне канал запустил линейку больших семейных шоу, которую открыл перезапуск проекта «Форт Боярд». Первый выпуск посмотрели 24,6% российских телезрителей в возрасте 10–45 лет, а средняя доля проекта составила 18,3%.

В пресс-службе ТНТ отметили, что в 2021 году на канале увеличилось количество премьер по сравнению с предыдущим годом — было показано «больше 1000 эпизодов и 638 часов нового контента», в эфир вышли 76 премьерных проектов. Доля вещателя в целевой аудитории год к году увеличилась с 8,6 до 8,7%, однако эти показатели, которые ТНТ приводит со ссылкой на Mediascope, учитывают только города с населением больше 100 тыс. человек.