«Мемориал» удостоен высшей меры социальной защиты
Верховный суд России 28 декабря ликвидировал Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» (признано в России НКО-иноагентом), удовлетворив иск Генпрокуратуры. Организация с 1987 года занималась исследованиями репрессий в СССР и восстановлением памяти об их жертвах.
Представитель Генпрокуратуры Алексей Жафяров в прениях сторон во вторник утверждал, что организация несет общественную угрозу, «спекулирует на теме политических репрессий, искажает историческую память, в том числе о Великой Отечественной войне, и создает лживый образ СССР как террористического государства», а также под видом восстановления исторической памяти пытается «реабилитировать нацистских преступников и изменников родины». За это, по мнению Жафярова, «кто-то платит».
«Международный «Мемориал» — это 33 года труда многих людей», — возразила в прениях исполнительный директор организации Елена Жемкова, подчеркнув, что российское государство, по крайней мере, до последнего времени ценило работу по увековечению памяти жертв политических репрессий, включало руководителей «Мемориала» в экспертные комиссии при правительстве и поддерживало начинания организации.
В слушаниях принимал участие председатель правления организации Ян Рачинский, интересы «Мемориала» представляли в том числе адвокаты Мария Эйсмонт, Михаил Бирюков и Генри Резник. Последний в прениях сторон обратил внимание суда на Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий: «Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий», — сказано в этом документе.
В чем заключались претензии властей к «Мемориалу»
Формально прокуратура обосновывала свое требование о ликвидации международного «Мемориала» неоднократными нарушениями законодательства об НКО-иноагентах — в том числе в части маркировки материалов. Организацию, которая, по версии Генпрокуратуры, занималась политической деятельностью на иностранные деньги, десятки раз привлекали к административной ответственности и наложили на нее штрафы на общую сумму 2,9 млн руб., что в Генпрокуратуре считают подтверждением «злостного уклонения» от закона.
Требования Генпрокуратуры в суде поддерживали Минюст и Роскомнадзор.
Юрист организации Татьяна Глушкова в суде во вторник указала, что «Мемориал» старается выполнять все требования о маркировке, но это не всегда возможно: требования надзорных органов непредсказуемо меняются, а нормы закона с течением времени трактуются ими по-разному.
Нарушения правил маркировки не могут быть основанием для ликвидации: такая санкция несоразмерна их масштабу, настаивали ответчики. К тому же с момента последнего протокола за немаркировку материала прошло более года — для привлечения организации к ответственности, таким образом, нет законных оснований, говорили юристы Татьяна Глушкова и Георгий Вайпан.
Сам закон об иноагентах, который, по мнению руководителей «Мемориала», стал инструментом расправы над независимыми организациями, не соответствует нормам международного права — об этом заявляли пять комитетов ООН, указывал в суде Вайпан. «Нарушитель здесь не «Мемориал», а Российская Федерация, которая приняла такой закон», — заявил юрист. Адвокат Михаил Бирюков заявил, что «Мемориал» — международная организация с отделениями в Чехии и Франции и она не может быть ликвидирована в том порядке, который пытается задействовать Генпрокуратура.
«Мемориал» был учрежден как организация в 1992 году в Москве. Ему предшествовала московская общественная группа «Мемориал», созданная в 1987-м. Одним из организаторов и первым почетным председателем «Мемориала» был академик Андрей Сахаров. В 1989 году, в год фактического создания «Мемориала», членом организации стал будущий первый президент России Борис Ельцин, позже он вошел в общественный совет «Мемориала».
Основной задачей организации было исследование политических репрессий в СССР. Сейчас «Мемориал» представляет собой содружество десятков организаций в России, Германии, Казахстане, Италии, Чехии, Бельгии, Франции, на Украине, которые ведут исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу.
Юрлица «Мемориала» попали в реестр НКО-иноагентов в 2014 году.
Что происходит с другими структурами «Мемориала»
Мосгорсуд в ноябре начал рассматривать другой иск — против правозащитного центра «Мемориал» (также признан в России НКО-иноагентом), его подала столичная прокуратура. Прения сторон по нему состоятся 29 декабря. Ранее на этом процессе представитель прокуратуры обосновал требование ликвидировать организацию тем, что размещение материалов «Мемориала» без иноагентской маркировки имеет тяжкие последствия для россиян — в том числе может вызвать у них «депрессивное состояние».
Глава ПЦ «Мемориал» Александр Черкасов на этом процессе указал, что руководители организации в том числе спасали военнослужащих из чеченского плена, разыскивали похищенных и пропавших на Кавказе и помогали освобождать 1,5 тыс. заложников в роддоме Буденновска.
Кто вступался за «Мемориал»
В Совете по правам человека при президенте (СПЧ) заявили, что считают ликвидацию старейшей в России общественной организации чрезвычайной мерой. Там напомнили, что более чем за 14 месяцев у «Мемориала» не выявлялось нарушений. При этом в Кремле отметили, что с «Мемориалом» «давно существуют проблемы в плане соблюдения норм российского законодательства».
Письмо в защиту «Мемориала» подписали более 300 российских и зарубежных деятелей культуры, науки и общественных деятелей, в частности актер и писатель Стивен Фрай, драматург Том Стоппард, актер Олег Басилашвили, композитор Леонид Десятников, журналист Владимир Познер, музыкант Андрей Макаревич и писатель Евгений Гришковец. В России организацию поддержали 62 академика и члена-корреспондента Российской академии наук. В открытом письме они назвали ликвидацию «Мемориала» попыткой лишить нацию памяти. В защиту «Мемориала» выступил Ельцин-центр, в его заявлении выражалась надежда на то, что организация продолжит работу.
Вступились за «Мемориал» лауреаты Нобелевской премии мира Михаил Горбачев и Дмитрий Муратов. Они призывали прокуратуру урегулировать дело во внесудебном порядке и отказаться от иска. В знак протеста против иска Генпрокуратуры писательница и драматург Людмила Петрушевская отказалась от звания лауреата Государственной премии.
Госсекретарь США Энтони Блинкен в Twitter призвал российские власти «прекратить злоупотреблять законом об иноагентах». Генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич заявила, что закрытие организации «нанесет дальнейший разрушительный удар по гражданскому обществу, которое является важной опорой любой демократии».
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявлял, что ликвидация «Мемориала» станет невосполнимой потерей и для России, и для Европы. Он считает, что закон об иностранных агентах в России используют для создания «преград для исторических исследований и дебатов».
В защиту «Мемориала» выступила глава комиссии Совета Европы по правам человека Дунья Миятович. По ее мнению, ликвидация организации негативно отразится на состоянии гражданского общества и ситуации с правами человека в России.
В поддержку «Мемориала» выступили президенты Эстонии, Латвии, Литвы и Польши. В опубликованном на сайте эстонского лидера совместном заявлении Алар Карис, Эгилс Левитс, Гитанас Науседа и Анджей Дуда отметили обеспокоенность переписыванием истории России. Открытое письмо в поддержку сотрудников «Мемориала» подписали около 100 польских ученых, историков, общественных деятелей и артистов. «Это не только посягательство на авторитетную независимую российскую организацию. Это удар по основополагающим свободам каждого независимо от языка и страны», — говорится в письме, опубликованном в польской газете Wyborcza.