Лента новостей
Какие три мифа о процессной аналитике мешают развивать бизнес 11:20, Статья Сервисы и забота: как банк развивает HR-tech-направление 11:17 «Черноголовка» купила крупного производителя напитков с алоэ и базиликом 11:16 Двое россиян вошли в число лидеров после второго дня ЧМ по рапиду 11:12, Статья Умерла звезда «Ромео и Джульетты» Оливия Хасси 11:10, Статья Что изменится в законах о недвижимости и ЖКХ в 2025 году 11:01, Статья Как мобильная электростанция помогает уменьшить расходы на ГОКе 11:00 Следователи возбудили уголовное дело об убийстве детей под Тверью 10:56, Новость Потенциал до 65%: 5 акций с хорошими перспективами роста в 2025 году 10:51, Статья Умер бывший главный тренер сборной России по волейболу Даниэле Баньоли 10:50, Статья Зачем нужен статус «квала» в России 10:40 Названы районы Москвы с самым дорогим жильем 10:36, Статья Сборная Канады сенсационно проиграла Латвии на молодежном ЧМ по хоккею 10:32, Статья Что начинающему селлеру будет трудно продать на маркетплейсе — 9 карточек 10:32, Статья В полиции назвали вероятным убийцей четырех детей под Тверью их отца 10:30, Новость Магнуса Карлсена сняли с чемпионата мира по рапиду из-за джинсов 10:18, Статья Правительство ограничило IP-телефонию 10:13, Статья Кто такие белые хакеры и как ими становятся 10:12
Газета
Агрегаторы лавируют между спросом и предложением
Газета № 001 (3494) (0102) Технологии и медиа,
0

Агрегаторы лавируют между спросом и предложением

Эксперты «Сколково» оценили колебания тарифов на такси в течение недели
Разброс цен у агрегаторов такси в разные дни может достигать 1,5 раза, подсчитали эксперты «Сколково». Из подготовленного «Сбером» индекса следует, что средняя стоимость поездки в столице в декабре равнялась ₽414, по стране — ₽275
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Разброс цены на поездку у разных агрегаторов такси в разные дни недели может составлять несколько сотен рублей, наиболее резко стоимость колеблется у «Ситимобила». Это следует из доклада Московской школы управления «Сколково» (текст есть у РБК). Сравнивались расценки «Яндекс.Такси», Uber и «Ситимобила» на поездку в Москве по одному и тому же маршруту в разные дни недели в период с 8:00 до 2:00 с интервалом 15 минут. Для каждого агрегатора исследователи определили показатель медианной цены, то есть цены из середины списка: стоимость 50% поездок была выше указанной, а 50% — ниже.

Как отмечается в докладе, определяя ценовую политику, агрегаторы делают предложение одновременно и потенциальному пассажиру, и потенциальному водителю. «Обе стороны могут принять сделку или отклонить ее — найдя более выгодный вариант на другой платформе. Чем выше будет цена, тем больше вероятность того, что предложение примет водитель, но не примет пассажир — и наоборот», — говорится в докладе.

В субботу медианная цена «Ситимобила» оказывалась заметно выше, чем у конкурентов, а в воскресенье и понедельник она была заметно ниже, отмечается в докладе. При этом для «Ситимобила» характерен высокий разброс цен, и в «дешевые» дни были временные периоды, когда стоимость поездки «Ситимобила» превышала конкурентные предложения, например в воскресенье с 8:00 до 10:00, с 14:00 до 16:00, в отдельные интервалы вечером и ночью. Из этого авторы доклада делают вывод, что этот агрегатор «более чутко реагирует на колебания спроса на рынке — теоретически результатом должно быть более короткое время ожидания заказанной машины в часы пик». «Такая стратегия может быть более прибыльной (поскольку вознаграждение платформы пропорционально сумме цен всех совершенных сделок). Однако здесь может быть и обратная сторона: систематическое превышение цены над конкурентным предложением в моменты пикового спроса может создать у потребителей впечатление, что услуги компании в принципе являются более дорогими. Несмотря на то что это впечатление в целом будет объективно неверно, часть потребителей может перестать сравнивать цены при каждой возможной сделке и полностью переключиться на платформы конкурентов. Впрочем, у другой части потребителей может сформироваться устойчивый имидж «более быстрого» сервиса», — говорится в докладе.

Технологии и медиа
Китайский агрегатор такси сократил количество сотрудников в России Фото: Zuma / ТАСС

Агрегаторы «Яндекс.Такси» и Uber принадлежат одной компании — MLU B.V. (совместное предприятие российского «Яндекса» и американской Uber). Стоимость поездки у них различалась, но имела высокую степень корреляции, говорится в докладе.

Представитель «Ситимобила» сказал, что у них есть вопросы к методологии исследования и тому, как проводились замеры. «Стоимость всех поездок на такси через «Ситимобил» формируется с помощью алгоритмов динамического ценообразования, которые учитывают множество факторов: например, загруженность дорог, прогнозируемую продолжительность поездки, количество машин на линии и спроса, — отметил он. — Когда спрос увеличивается, цена поездки может вырасти из-за появления повышающих коэффициентов, поскольку задача алгоритмов — удовлетворить спрос, адекватно распределить заказы и загрузить автомобили на линии».

Представитель «Яндекс.Такси» отказался от комментариев.

Как россияне пользуются такси

Согласно исследованию «Потребительский индекс Иванова» за четвертый квартал, которое проводит «Сбер» (текст есть у РБК), в декабре 73% опрошенных заявили, что пользовались такси в предыдущие шесть месяцев, что на 3 процентных пункта ниже, чем в декабре 2020-го, когда фактор пандемии был более ярко выражен и такси воспринималось как более безопасная альтернатива общественному транспорту. Около 47% респондентов заказывали такси через приложение, что на 1 п.п. выше, чем год назад. Доля тех, кто заказывал такси по телефону, сократилась до 30 с 38% год назад. Наиболее высоко — на 9 п.п. — использование приложений при заказе такси выросло в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек. «Мы думаем, что у использования такси все еще есть потенциал для роста, поскольку 42% клиентов осуществляют такие поездки несколько раз в месяц, а 36% — несколько раз в год», — говорится в исследовании.

Технологии и медиа
Ликсутов рассказал об итогах запуска системы для таксистов Фото: Андрей Любимов / РБК

Число тех, кто использует несколько приложений, сокращается. В декабре в среднем россияне использовали 1,8 приложения, тогда как в июне — 2. Около 88% респондентов, которые использовали приложения, во втором полугодии отдавали предпочтение «Яндекс.Такси» и Uber, 27% — «Ситимобилу» и VK Taxi (развивается на базе «Ситимобила»). Эти доли практически не изменились по сравнению с показателем на конец первого полугодия. Единственный сервис, у которого за полгода выросло использование, — DiDi (8% за пределами столицы против 6% в первом полугодии).

Средняя стоимость поездки в такси в декабре выросла на 16% по сравнению со значением декабря 2020 года, до 275 руб. В городах-миллионниках показатель вырос на 8%, до 313 руб., в небольших городах — на 21%, до 235 руб. В Москве средняя стоимость составляла 414 руб., что на 8% выше, чем в декабре 2020-го. Около 61% тех респондентов, которые заказывали такси через приложения, заявили, что сравнивают стоимость поездки у разных агрегаторов перед заказом. Это на 5 п.п. больше, чем год назад. При этом 35% опрошенных сказали, что считают тарифы такси в своем регионе слишком высокими. В четвертом квартале средняя зарплата таксистов выросла на 35%, до 47 тыс. руб. Темпы роста вознаграждения в этой отрасли оказались одними из наиболее высоких наряду с тяжелой промышленностью (+36%) и транспортом (+31%).

В конце декабря 2021 года власти Москвы обратились с просьбой к агрегаторам не повышать цены на поездки зимой, отмечая, что спрос на такси в этот период растет и некоторые агрегаторы могут поднимать тарифы до некомфортного для пассажиров уровня. Просьба властей была связана с тем, что в конце декабря жители Москвы стали жаловаться на увеличение цены на такси. Тогда представители такси объясняли, что стоимость поездки учитывает несколько факторов, в том числе загруженность дорог, продолжительность поездки, число машин на линии и погоду.