Simple и Luding вводят сухой закон
«С сегодняшнего дня и на неопределенный срок компания Simple приостанавливает отгрузки всей продукции (и для организаций, и для физических лиц) в связи с резким скачком евро. Буду держать в курсе ситуации», — сообщил у себя в Telegram-канале в понедельник, 28 февраля 2022 года, ресторатор Станислав Лисиченко. Источник РБК на ресторанном рынке подтвердил остановку и уточнил, что кроме Simple это сделали все крупнейшие импортеры и дистрибьюторы алкоголя. О том, что Simple уведомил контрагентов о приостановке поставок, знает также источник и на алкогольном рынке.
Импортер алкоголя Luding Group, по словам его представителя, также временно остановил поставки. Прогнозов возобновления поставок компания не дает, дальнейшая стратегия работы будет зависеть от развития ситуации.
В понедельник в соответствии с решением Банка России торги на валютном рынке Московской биржи открылись с 10:00 мск. Уже в 11:10 мск курс доллара вырос почти на 22%, до 100,96 руб., впервые в истории преодолев отметку 100 руб. Евро подорожал до 110 руб. и более.
В группу Simple помимо дистрибьютора вин входят винная школа «Энотрия», поставщик безалкогольных напитков Simple Waters, издание Simple Wine News, винотеки и винные бары Simple Wine. По собственным данным группы, она занимает первое место по импорту тихих вин, импорту профессионального стекла, портвейнов, хереса и второе место по импорту шампанского.
В конце января президент Simple Group Максим Каширин рассказывал, что критическим для импортеров алкоголя будет подорожание евро до 90 руб. РБК обратился в компанию за комментарием.
Основанная в 1993 году Luding Group осуществляет оптовые продажи вин, крепкого алкоголя, пива, безалкогольных напитков и воды. Развивает сеть Drinx и проект L-Wine (онлайн-витрина и консалтинговый сервис).
Текущих запасов алкоголя московских ресторанов хватит на считаные дни, у некоторых гастрономических ресторанов максимум на месяц, считает Сергей Миронов, основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» и омбудсмен в сфере ресторанного рынка. Однако, по его словам, алкоголь занимает только 5–6% от выручки основного большинства кафе и ресторанов.
Технические импортеры уже с пятницы пересматривали прайс-листы, а небольшие дистрибьюторы останавливали поставки, рассказал руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. «Это абсолютно предсказуемый и логичный шаг, потому что сегодня ты продал бутылку по одному курсу и не знаешь, за какую цену купишь следующую. После скачка курсов валют в 2020 году компании умеют работать в курсовом коридоре 92–94 руб., но когда он превышает 100 руб., встает вопрос ликвидности», — объясняет эксперт. По его оценке, на данный момент в Россию уже ввезли примерно 15% от среднегодового объема.
Сколько вина ввозится в Россию
За девять месяцев 2021 года Россия импортировала 194,7 млн л тихих вин общей стоимостью $600,7 млн, а также 31,2 млн л игристых вин на $143,7 млн.
В первой тройке поставщиков вина — Италия, Франция и Испания.
Что говорят другие поставщики
Представители крупных дистрибьюторов АСТ и Fort сообщили, что продолжают отгружать продукцию своим партнерам. Однако, как пояснил владелец АСТ Леонид Рафаилов, в скором времени у компании может не стать возможности пополнять сток по целому ряду наименований: «Мы пока не понимаем, как будут выполняться логистические операции, склады компании находятся в Прибалтике, а в последние несколько недель очень трудно найти транспорт, кроме того, на рынке есть сложности с покупкой валюты».
Компания Fort отменила все скидки, а значит, цена для клиентов будет выше на 30–40%, сообщил исполнительный директор Александр Липилин. В своих магазинах Fortwine компания также убрала скидки на продукцию. «Новый прайс будет формироваться с учетом выросшей стоимости заемных денег и новых курсов», — уточнил Липилин.
В компании также обращают внимание на то, что необходимо наладить наземную перевозку марок в Ригу — воздушное сообщение со странами ЕС с 28 февраля приостановлено. При этом стоимость автоперевозок в Ригу выросла на 40–50%. Эти расходы также будут учтены в новом прайсе, отмечают в Fort.
Импортеры считают, что в текущей ситуации спрос на импортную алкогольную продукцию будет снижен. Липилин ожидает снижения продаж на 20–30%.
Основные поставки массового зарубежного алкоголя сейчас ведут ретейлеры. Если в 2018 году на крупнейшие сети приходилось, по оценке WineRetail, до 25% поставок, то по итогу 2021 года их доля уже превысила 50%. РБК направил запросы в X5 Group, «Магнит», Mercury Retail Group.