Лента новостей
Почему президент Южной Кореи объявил военное положение 20:37, Статья Бумаги корейской Samsung упали на 7,5% после введения военного положения 20:32, Статья В парламенте Южной Кореи сообщили об уходе солдат 20:30, Новость «Гремио» досрочно прервал аренду принадлежащего «Зениту» полузащитника 20:30, Статья «Сабах» Василия Березуцкого выбил клуб Бердыева из Кубка Азербайджана 20:12, Статья В Иране оценили возможность ввода войск в Сирию 20:07, Статья Путин сравнил стратегическое поражение России с уничтожением страны 19:58, Новость Лучшая российская пловчиха получила нейтральный статус для участия в ЧМ 19:57, Статья Терпение и умение слушать: что нужно знать о китайской деловой культуре 19:52 Почему импортозамещение сегодня кормит всю IТ-отрасль 19:52 «Страна» узнала о создании на Украине альянсов из-за риска смены власти 19:41, Статья Корпоративные биткоины. Топ-5 крупнейших компаний-владельцев криптовалюты 19:40, Статья Путин и Эрдоган обсудили ситуацию в Сирии 19:38, Статья В Якутии упал астероид 19:37, Статья В Бургундии утвердили новые премье крю 19:33 Два старых бензовоза: как вырастить оборот компании в 10 раз до ₽3 млрд 19:27 Участник «Времени героев» получил должность в правительстве Петербурга 19:27, Новость «Авангард» подпишет контракт с не заигравшим в НХЛ российским защитником 19:12, Статья
Газета
Исправленное правило
Газета № 023 (3516) (0403) Экономика,
0

Исправленное правило

Правительство предложило изменить механизм работы с нефтегазовыми сверхдоходами
Правительство предложило разрешить траты дополнительных нефтегазовых доходов бюджета на обязательства перед гражданами и приоритетные мероприятия. Сверхдоходы могут направить на экстренные меры из-за санкций, говорят эксперты
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс, он направлен на «эффективное управление структурой государственного долга и обеспечение финансовой стабильности» в 2022 году. Корректировки позволят быстро и гибко реагировать на изменения ситуации в экономике, заявили в правительстве. Документ был одобрен к первому чтению профильным комитетом нижней палаты парламента — по бюджету и налогам.

Одно из основных изменений, содержащихся в законопроекте, — возможность направлять дополнительные нефтегазовые доходы бюджета на следующие цели:

  • исполнение публичных нормативных обязательств России (к ним относятся в основном различные выплаты из бюджета населению — пособия, военные пенсии и т.д.);
  • погашение государственного долга;
  • замещение государственных заимствований;
  • реализация иных приоритетных мероприятий по решению правительства.

По действующему бюджетному правилу нефтегазовые сверхдоходы (в 2022 году таковыми признаются дополнительные поступления в бюджет, возникшие от превышения ценой на нефть «отсечки» в $44,2 за баррель, запланированы в размере 3,4 трлн руб.) зачисляются в Фонд национального благосостояния через механизм покупки валюты на внутреннем рынке. Однако санкции подорвали работу этого механизма, несмотря на высокие цены на нефть, писал РБК.

Минфин 3 марта сообщил, что по крайней мере в 2022 году не будет покупать на дополнительные нефтегазовые доходы, идущие в бюджет в рублях (это налоги на добычу углеводородов и экспортные пошлины), иностранную валюту или золото. Из-за блокировки западными странами валютных резервов Банка России (частью которых являются ликвидные средства ФНБ) Минфин фактически лишился возможности покупать в резервы что-либо кроме китайского юаня и российского золота.

Экономика
Санкции сделали невозможной работу бюджетного правила Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Такой ситуации, чтобы накопление резервов было нецелесообразным при ценах на нефть свыше $100 за баррель, в России еще не было, говорит директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. В условиях санкций, по его словам, правительство вынуждено вновь скорректировать условия бюджетного правила и впервые дать возможность направлять нефтегазовые сверхдоходы на экстренные текущие нужды. Очевидно, что в дальнейшем властям нужно будет реализовывать пакет масштабных антикризисных мер и активно вмешиваться в экономическую деятельность — на такие приоритетные мероприятия вполне могут быть направлены нефтегазовые «излишки», констатировал он. «Предлагаемые корректировки не нарушают законодательных основ, однако хотелось бы, чтобы конструкция бюджетного правила была более гибкой, работающей как в кризисные, так и в благополучные периоды», — отмечает Климанов. Как отмечал РБК, основным табу, связанным с нефтегазовыми сверхдоходами, до последнего времени был запрет на их использование для финансирования внутренней экономики, чтобы не допустить разгона инфляции.

Инвестиции и перераспределение средств

Другой важной новеллой законопроекта стала возможность размещения средств ФНБ в государственные ценные бумаги России, которые сегодня представлены облигациями федерального займа (ОФЗ). На фоне санкций 24 февраля правительство объявило о приостановке аукционов по размещению ОФЗ на две недели. По плану Минфина, за счет ОФЗ в первом квартале 2022 года планировалось привлечь не менее 700 млрд руб. По состоянию на 1 февраля 2022 года объем государственного внутреннего долга России в облигациях составил 15,77 трлн руб. Недоразмещенные из-за санкций объемы ОФЗ Минфин предлагает замещать дополнительными нефтегазовыми доходами, которые раньше целиком шли в резервы.

Кроме того, документ разрешает Минфину вкладывать средства ФНБ в акции российских эмитентов на вторичном рынке при условии, что они не связаны с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов. На инвестирование в них до 2024 года планировалось выделить 2,5 трлн руб., сообщал глава Минфина Антон Силуанов, однако неясно, остается ли этот план актуальным. Исходя из данных о структуре ФНБ на 1 февраля, западные страны заморозили активы фонда в евро, британских фунтах и японских иенах в эквиваленте $53,9 млрд, или 4,17 трлн руб. по курсу на 1 февраля. Суммарно объем ФНБ на эту дату составил 13,6 трлн руб., или 10,2% ВВП, прогнозируемого на 2022 год, следует из данных Минфина.

С начала этой недели, после введения западных санкций против Банка России, торги в фондовой секции Мосбиржи не проводятся. Бумаги многих российских эмитентов за этот период на Лондонской бирже упали почти до нуля.

«Приобретение указанных акций по текущим заниженным ценам рассматривается в качестве долгосрочного перспективного вложения средств ФНБ, а также позволит стабилизировать ситуацию на российском фондовом рынке», — говорится в пояснительной записке. На покупку акций будет направлено до 1 трлн руб. из резервов.

Из пояснительной записки следует, что инвестировать в акции и госбумаги средства ФНБ может до тех пор, пока объем его свободных средств не опустится до 7% ВВП. В ноябре 2021 года Госдума приняла закон о повышении порога для инвестирования до 10% ВВП. Тогда необходимость этого объяснялась рисками энергоперехода для устойчивости федерального бюджета. На 1 февраля 2022 года объем ликвидных ресурсов ФНБ оценивался в 6,6% ВВП, прогнозируемого на 2022 год, или в 8,77 трлн руб. ($112,7 млрд).

Еще одно нововведение законопроекта — возможность быстро, без внесения изменений в закон, перераспределять финансирование в ходе исполнения как федерального, так и региональных и местных бюджетов в 2022 году, в том числе для наполнения резервного фонда правительства. Таким образом можно будет изыскать средства на экстренные мероприятия по поддержке экономики и финансового сектора на фоне изменения геополитической обстановки. Общий объем расходов бюджета в 2022 году может быть увеличен на сумму поступления дополнительных ненефтегазовых доходов.

Законопроект также разрешает регионам направлять на приоритетные расходы средства, высвобождаемые при реструктуризации бюджетных кредитов.

В аппарате правительства перенаправили запрос РБК в Минфин. Там не ответили на запрос.