Шить не тужить
После начала военной спецоперации на Украине десятки зарубежных компаний, в том числе крупные продавцы одежды, объявили о временном прекращении своей работы на российском рынке. В ответ чиновники призвали отечественных производителей развивать импортозамещение.
РБК опросил российских производителей одежды, которые в том числе позиционируют свои бренды как иностранные, видят ли они для себя «окно возможностей» после ухода иностранных конкурентов и с какими сложностями сталкивается импортозамещение одежды и обуви.
Baon
Baon — российский бренд одежды со шведскими корнями.
Бренд появился в Швеции в 1976 году и специализировался на продаже одежды для людей, ведущих активный образ жизни. В 1980-е годы у компании начались сложности, а в 1992 году она нашла партнера в России и стала развиваться на российском рынке. В 1996 году российские владельцы полностью выкупили шведскую компанию.
Сегодня Baon — российский бренд, который работает на территории России, Белоруссии и в Казахстане, у компании открыто более 120 магазинов одежды. Основное производство сосредоточено в странах Юго-Восточной Азии (75%). Владелец Baon — президент компании Илья Ярошенко.
Президент Baon Илья Ярошенко заявил РБК, что не испытывает «особой радости» от новостей о приостановке работы магазинов конкурентов: «Мы не столь счастливы в сложившейся ситуации, но какие-то возможности видим». Компания продолжает работать и делает новый заказ на зимний сезон, но видит риски, связанные с неопределенностью курсов валют, подорожанием логистики и возможным сокращением спроса на одежду из-за увеличения цен. Денег у потребителей становится меньше, и в приоритете у них будут товары первой необходимости, а цены на одежду могут вырасти на 20–40%, указывает собеседник РБК. «Цены будут повышаться постепенно, чтобы потребитель привык. Пока мы торгуем по себестоимости», — говорит Ярошенко.
Глава Baon также отметил, что «не ликовал бы по поводу импортозамещения». Российское производство у компании составляет не более 20% ассортимента, основная часть продукции отшивается в Китае и Вьетнаме. Чтобы развивать импортозамещение, нужна хорошая легкая промышленность, но России не хватает современных фабрик с хорошо обученными сотрудниками. «Именно поэтому отечественное производство будет дороже, а определенные товары Россия не сможет сделать никогда», — объясняет Ярошенко.
«Я бы хотел, чтобы была нормальная конкуренция, как раньше», — резюмировал предприниматель.
Ralf Ringer
Компания Ralf Ringer (прежнее название — «Торговый дом Белка») была основана в 1996 году. Она специализируется на производстве и продаже обуви, а также сумок и аксессуаров. Торговая марка Ralf Ringer была зарегистрирована в 1999 году.
У Ralf Ringer, согласно информации на ее сайте, три фабрики — в Москве, Владимире и Зарайске, а розничная сеть насчитывает 180 магазинов в разных городах России. Единственным учредителем ООО «Ральф Рингер Групп», по данным ЕГРЮЛ, является основатель и гендиректор компании Андрей Бережной.
«Российские потребители хорошо знали нас и до закрытия зарубежных магазинов», — констатирует основатель и гендиректор Ralf Ringer Андрей Бережной. Основные конкуренты компании пока продолжают работу. Поэтому закрывать возникшую потребность россияне будут как у тех зарубежных брендов, которые остались на рынке, так и у российских производителей. «По качеству аналоги у нас есть, зарубежные бренды ничего нового не приносили, поэтому вряд ли ниши останутся незанятыми — люди быстро найдут альтернативу», — уверен Бережной.
В целом уход зарубежных брендов — «это хорошо, так как прибыль останется в России, а не будет уходить за рубеж». При этом свою обувь Ralf Ringer полностью производит в России и странах бывшего СССР, но все же частично зависит от импорта. Как указывает Бережной, «материалы для производства обуви компания закупает как в России, так и по всему миру».
Finn Flare
Компания Finn Flare, позиционирующая себя как продавец финской одежды, была основана в 1960-х годах. Первая фабрика, называвшаяся «Салон Ленинкитукку», находилась в финском городе Сало, бренд Finn Flare зарегистрирован в 1965 году. Изначально одежда поставлялась в Скандинавию, Европу и США, а в 1974 году бренд появился в СССР.
В 1997 году партнером Finn Flare стала Ксения Рясова, и марка стала адаптироваться под потребности российских покупателей. К 2012 году продажи Finn Flare в России превышали в два раза уровень, который был в Финляндии. На сайте компании указано, что у Finn Flare более 150 магазинов в России и СНГ, информации о розничных магазинах за рубежом нет. Владелец компании — Ксения Рясова.
Импортные бренды временно приостановили свою работу в том числе потому, что из-за перебоев в логистике в Россию сейчас невозможно завезти товар — контейнеры стоят на границе с Китаем, отмечает владелец Finn Flare Ксения Рясова. Иностранные компании, которые приостановили работу магазинов, платят зарплату сотрудникам, но не платят процент с товарооборота в аренде. «А мы точно так же сидим без товара, но платим и зарплату, и аренду, поэтому ни о каких преимуществах говорить невозможно», — поясняет Рясова.
В России у Finn Flare производится около 25% товаров, но все ткани и комплектующие импортные, «а их сейчас нет». Новые возможности у отечественных производителей появятся, когда возобновится движение поездов с товарами из Китая, говорит Рясова.
Покупательная способность, по словам владелицы Finn Flare, сейчас низкая: потребители потратили деньги на товары закрывших магазины известных брендов и покупать будут, когда деньги снова появятся.
Zenden
Компания Zenden была основана в 1997 году, она занимается производством обуви и управляет розничными сетями Zenden, Thomas Munz и Mascotte (около 350 магазинов в 120 городах). Название для бренда его основатель, бизнесмен Андрей Павлов придумал, чтобы привлечь покупателя «заграничностью»: оно связано с именем голландского футболиста Будевейна Зендена. Первый розничный магазин Zenden открылся в 2005 году.
В 2016 году Zenden после поглощения сетей Thomas Munz (позиционирует себя как немецкий бренд) и Mascotte стала второй крупнейшей по обороту обувной компанией на российском рынке после Kari. Владелец компании — Андрей Павлов.
Во время любого кризиса «для кого-то двери открываются, для кого-то — закрываются», отметил основатель и президент Zenden Андрей Павлов в обращении, размещенном на его странице в Instagram. Сейчас около 80% обуви на российском рынке — импорт. По словам Павлова, при росте курса валюты у отечественных производителей, особенно у тех, кто максимально использует в своей продукции российское сырье, появляется «огромная перспектива».
Но «обувь однозначно подорожает», в том числе российского производства, поскольку она наполовину состоит из импортных материалов, предупреждает Павлов. Основную часть обуви Zenden производит в Китае: в 2017 году там выпускалось 78% продаваемой в сети обуви, в России производилось около 6%.
При дефиците денежных средств Павлов рекомендует закупить прежде всего товары первой необходимости, потому что «без обуви можно жить годами»: «Я думаю, у каждого есть в шкафах большой запас, возможно, он выйдет из моды, но в случае кризиса не до моды». Потребителям, у которых есть сбережения, предприниматель все же рекомендует использовать средства на покупку обуви, напоминая пословицу «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле».
Kanzler
Сеть магазинов мужской одежды Kanzler была основана в 2001 году. Kanzler позиционирует себя как бренд классических мужских костюмов, которые производятся в соответствии «с традициями европейских портных».
В России работают более 100 магазинов Kanzler, информации о магазинах в других странах нет. Владельцы компании неизвестны. Учредителем юрлица ООО «Сфера», на которое зарегистрированы российские магазины Kanzler, выступает Анна Плавтова.
Временное закрытие магазинов зарубежных брендов дает сети Kanzler дополнительные возможности, одна из них — увеличение клиентской базы, считает директор по маркетингу компании Виолетта Юрьева. В числе конкурентов Kanzler она называет, например, магазины Massimo Dutti и Zara. Покупатели будут искать альтернативу закрытым магазинам, и, если ситуация затянется на несколько месяцев, часть клиентов «однозначно перетечет к тем, кто остался на рынке», в том числе в магазины Kanzler, указывает Юрьева. Среди других возможностей она называет снижение конкуренции и более выгодные условия на рекламных площадках.
Но из-за роста курса доллара расходы на производство коллекций и логистику выросли, и есть опасения, что трафик в торговых центрах сократится, добавляет представитель Kanzler. Почти вся одежда Kanzler, или 99% ассортимента, производится за рубежом, в том числе в Турции и Китае.
Переход на производство в России для компании практически неосуществим: отечественные фабрики не могут предоставить сырье, оборудование и технологии нужного качества, указывает Юрьева. Частичное импортозамещение возможно, но «и на это потребуется несколько лет», говорит собеседница РБК.