Новый фарватер для свободно плавающих
Правительство и Банк России прорабатывают послабления для российских компаний, имеющих кредиты с плавающими ставками, сообщил на брифинге глава Минэкономразвития Максим Решетников. По его словам, речь идет о введении льготного периода, в течение которого проценты по активным ссудам будут подниматься плавно.
«В результате подъема ключевой ставки с 9,5 до 20% очень многие компании столкнулись с резким удорожанием кредита, он подорожал на 11 п.п. Мы сейчас вместе с Центральным банком по поручению представителя правительства прорабатываем вопрос о льготном периоде, когда не все сразу 10,5 п.п. предъявлялись бы заемщику, а чтобы это повышение было плавным», — сказал Решетников. Он уточнил, что подобные льготы могут быть предоставлены как крупным компаниям, так и малому и среднему бизнесу.
РБК направил запрос в Банк России. Представитель ЦБ отказался от комментариев, сославшись на «неделю тишины» перед заседанием по ключевой ставке (оно намечено на 18 марта).
28 февраля на внеочередном заседании Банк России поднял ключевую ставку до рекордных 20%. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина поясняла, что это было сделано для поддержания финансовой стабильности. 24 февраля президент Владимир Путин объявил о начале военной операции России на Украине. Власти США, Евросоюза и Великобритании ввели блокирующие санкции против крупнейших российских компаний, банков, а также наложили ограничения на резервы ЦБ. Комментируя дальнейшие решения регулятора по денежно-кредитной политике, Набиуллина говорила, что они будут приниматься исходя из изменения фактической ситуации, а также оценки внешних рисков.
По данным ЦБ, на 1 февраля портфель корпоративных кредитов российских банков составлял 52,6 трлн руб. Какая доля из них выдана по нефиксированной ставке, Банк России не раскрывает. Сбербанк, например, сообщал, что на конец 2021 года 42% кредитов бизнесу на его балансе были с плавающими ставками, это ссуды на 6,5 трлн руб. Решетников оценил долю ссуд бизнесу с нефиксированными ставками в 40%.
«40% всего кредитного портфеля в экономике — тех кредитов, которые получили предприятия, — ставка по ним привязана к ключевой ставке, то есть определяется по формуле «ключевая ставка плюс», — отметил министр.
За последние три года доля кредитов юрлицам и индивидуальным предпринимателям (ИП) с нефиксированной ставкой увеличилась с 29 до 39%, говорит управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов. По его оценкам, базовым компонентом плавающей ставки является преимущественно ключевая ставка ЦБ — с привязкой к этому индикатору выдано 73% таких ссуд.
Какие варианты послаблений власти могут предложить корпоративным заемщикам
- Переход на фиксированную, или «старую», ставку
11 марта Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился в ЦБ с просьбой разработать программу субсидирования кредитов, выданных по плавающей ставке. Глава РСПП Александр Шохин говорил «Интерфаксу», что бизнес предлагает привязывать проценты по таким кредитам к «старой» ключевой ставке (составляла 9,5% до 28 февраля).
Для заемщиков такой вариант снижения ставки наиболее приемлемый, говорит Орехов. «Основное бремя увеличения процентной нагрузки при этом ложится на государство, которое выберет отрасли, которые в приоритетном порядке нуждаются в поддержке», — добавляет он.
Ввести такие послабления для предприятий теоретически можно, говорит вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Алексей Войлуков: «Если у них (предприятий. — РБК) плавающая ставка, то при обращении за льготной она замораживается на уровне ключевой ставки до повышения (9,5%), например на полгода или до конца года. В этом случае заемщик теоретически имеет возможность выплачивать проценты хотя бы в прежнем режиме. Однако возникает вопрос, насколько долго хватит ресурсов у банков продержаться, они же тогда начинают работать себе в убыток».
Войлуков напоминает, что плавающие процентные ставки по ссудам используются банками для снижения процентного риска — возврат ставки на прежний уровень, или заморозка, означает, что банкам нужно будет возмещать выпадающие процентные доходы.
«Компенсировать [потери] точно нужно, потому что банки сейчас привлекают средства по ставке около 20% и выше, а кредиты по фиксированным ставкам до этого выдавались совсем под другой процент, то есть со временем будет нарастать разрыв между стоимостью привлечения и размещения, а значит, и отрицательная маржа», — подчеркивает Войлуков.
Помимо прямого субсидирования разницы ставок из бюджета можно предусмотреть иной способ, замечает Войлуков: «Более простой вариант с точки зрения администрирования — собрать информацию от банков, сколько они недополучат в результате пересмотра ставок своим корпоративным клиентам, и на эту сумму разместить в кредитных организациях госсредства на депозитах под символический процент».
Решетников не озвучил, за счет каких средств могут финансироваться послабления для заемщиков по кредитам. РБК направил запрос в Минэкономразвития и Минфин.
- Плавное повышение ставки
Постепенное повышение ставок по кредитам позволит сгладить для заемщиков эффект от резкого подъема ключевой, считает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Юлия Якупова. Но при таком подходе по-прежнему важно предусмотреть механизм поддержки самих банков со стороны государства, напоминает она.
«Если будет принято решение о компенсации ставки за счет госсредств, то частично потеря маржи для банков будет нивелирована. Общий эффект от данного решения оценить достаточно сложно, поскольку важно понимать не только величину кредитного портфеля, привязанного к плавающим ставкам, но и то, сколько в последние две недели банки привлекли средств по повышенным ставкам, поскольку именно это привлечение будет оказывать существенное давление на маржинальность сектора».
Для некоторых клиентов российские банки могут добровольно отказаться поднимать ставки по ссудам на ту же величину, что выросла ключевая, пишут в обзоре аналитики Moody's. Эксперты считают, что подобные послабления могут быть сделаны для компаний, попавших под новые санкции.
- Иные механизмы поддержки
Власти могут пойти на формат кредитных каникул для бизнеса, допускает Орехов. Это может быть льготный период по уплате процентов — с переносом увеличенной ставки на более поздний срок или переносом всей суммы процентов на конец срока.
В первом случае такой формат подойдет заемщикам, которые не могут вносить процентные платежи по повышенной ставке, а во втором случае — тем, кто в принципе не может обслуживать кредиты даже по старым ставкам, поясняет эксперт. По словам Орехова, отсрочка может составлять от трех до шести месяцев с выплатой накопленных, но не уплаченных в этот период процентов в течение года. Такие случаи банки могут квалифицировать как реструктуризацию долгов, а значит — обсуждать условия с каждым клиентом индивидуально, добавляет он.
Еще один вариант послаблений — сокращение срока траншей, то есть поступлений кредитных средств клиентам, продолжает Орехов, поскольку чем короче срок, тем больше возможностей изменить ставку.
«В этом случае заемщик будет вынужден переплачивать за кредитные ресурсы непродолжительное время. Существенным плюсом такой опции является возможность скорректировать процентную нагрузку в случае изменения ситуации на финансовом рынке. Срок таких траншей может быть до трех месяцев», — поясняет управляющий директор НКР.